Практика осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области (22 августа 2019 года)

 РЕЗОЛЮЦИЯ
"круглого стола" на тему:
"Практика осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области"

22 августа 2019 года
г. Нижний Новгород,
Законодательное Собрание Нижегородской области

Материалы круглого стола

22 августа 2019 года в Законодательном Собрании Нижегородской области состоялось заседание "круглого стола" на тему: "Практика осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области" (далее – "круглый стол"). Мероприятие было инициировано комитетом Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области, местного самоуправления и регламенту, Общественным советом при Законодательном Собрании Нижегородской области и получило всестороннюю поддержку Общественной палаты Нижегородской области.

"Круглый стол" вызвал интерес у депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области, органов исполнительной власти региона и общественных советов, созданных при них. Внимание к заседанию проявили территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Прокуратура Нижегородской области, общественные палаты (советы) муниципальных образований Нижегородской области, а также активные общественники и научное сообщество Нижегородской области. Благодаря участию в "круглом столе" коллег из общественных палат субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа (Кировской области, Республик Мордовия и Чувашия), мероприятие приобрело статус межрегионального. Всего в "круглом столе" приняли участие порядка 100 человек.  

В качестве ключевых задач "круглого стола" организаторы и его участники определили – обсуждение правовых аспектов порядка организации и осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области, рассмотрение вопросов правоприменительной практики на конкретных примерах реализации субъектами общественного контроля своих полномочий, включая изучение опыта субъектов общественного контроля других регионов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа.   

В рамках заседания "круглого стола" участники встречи подчеркнули наличие законодательной базы как федерального, так и регионального уровня, составляющей основу для организации и осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области.

Вместе с тем, были выражены мнения о нахождении ее, как и института общественного контроля, в целом, на этапе формирования и необходимости дальнейшего совершенствования, прежде всего, федеральных законодательных актов. Ключевая роль в формировании предложений по совершенствованию нормативной правовой базы была отведена участниками "круглого стола" субъектам общественного контроля – непосредственным правоприменителям нормативных правовых актов различного уровня.

Отдельно было акцентировано внимание на необходимость проведения общественными советами при органах государственной власти Нижегородской области, а также общественными палатами (советами) муниципальных образований Нижегородской области анализа положений, регулирующих их деятельность, на предмет соответствия действующему законодательству в сфере общественного контроля.   

В рамках программы "круглого стола" значительное внимание участников было уделено отдельным направлениям общественного контроля на территории Нижегородской области, в том числе: работе по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, мониторингу реализации реформы утилизации твердых коммунальных отходов и мониторингу избирательных прав граждан.

Предметом обсуждения также стало участие субъектов общественного контроля и институтов гражданского общества в мониторинге реализации на территории Нижегородской области Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Принимая во внимание доклады, мнения и предложения, озвученные в рамках дискуссии, участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Законодательному Собранию Нижегородской области:

1.1) в рамках своих полномочий обеспечивать необходимую нормативно - правовую основу организации и осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области;

1.2) продолжить в рамках предоставленных полномочий эффективное взаимодействие Законодательного Собрания Нижегородской области с Общественной палатой Нижегородской области и иными субъектами общественного контроля в регионе;

1.3) рассмотреть возможность направления в Общественную палату Нижегородской области наиболее социально значимых законопроектов Нижегородской области для их предварительного общественного обсуждения на стадии концепции ("нулевое чтение") до их рассмотрения Законодательным Собранием Нижегородской области в первом чтении;

1.4) продолжить практику организации "круглых столов" и иных мероприятий в целях обсуждения вопросов реализации федерального и регионального законодательства, составляющего основу осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области. 

2. Правительству Нижегородской области:

2.1) оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления в формировании общественных палат (советов) муниципальных образований Нижегородской области и обеспечении деятельности общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, созданных в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее – общественные советы по независимой оценке качества оказания услуг);

2.2) рассмотреть возможность направления в Общественную палату Нижегородской области наиболее социально значимых законопроектов Нижегородской области для их предварительного общественного обсуждения на стадии концепции ("нулевое чтение") до внесения в Законодательное Собрание Нижегородской области;

2.3) содействовать максимальной открытости деятельности общественных советов, указанных в пункте 2.1, широкому освещению результатов общественного контроля, в том числе используя ресурсы средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.

2.4) в части повышения эффективности работы общественных советов по независимой оценке качества оказания услуг рассмотреть возможность:

а) увеличения количественного состава советов, а также совершенствования их качественного состава;

б) создания (совершенствования) инструментария, используемого при проведении опросов в целях независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, учредителями которых являются органы исполнительной власти Нижегородской области (далее – опросы), с привлечением высококвалифицированных профильных специалистов, в том числе кафедр прикладной социологии ведущих вузов города Нижний Новгород;

в) привлечения членов общественных советов по независимой оценке качества оказания услуг, а также общественных организаций и студентов вузов города Нижний Новгород к проведению анкетирования при проведении опросов и организации необходимого методического сопровождения деятельности указанных лиц в качестве анкетеров;  

г) проведения обработки анкет, полученных в ходе опросов с использованием специализированного программного обеспечения для статистической обработки данных (например, IBM SPSS), подготовки аналитического обзора по результатам их обработки специалистами кафедр прикладной социологии ведущих вузов города Нижний Новгород с последующим рассмотрением его на заседаниях общественных советов по независимой оценке качества оказания услуг и подготовкой соответствующих рекомендаций и предложений.

3. Общественной палате Нижегородской области:

3.1) продолжить практику осуществления общественного контроля на территории Нижегородской области, в том числе с привлечением иных субъектов общественного контроля, заинтересованных граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Ежегодно обобщать результаты общественного контроля, проводимого субъектами общественного контроля;

3.2) рассмотреть возможность организации и проведения предварительного общественного обсуждения наиболее социально значимых законопроектов Нижегородской области на стадии концепции ("нулевых чтений") до внесения в Законодательное Собрание Нижегородской области;

3.3) оказывать необходимое методическое содействие иным субъектам общественного контроля по реализации их полномочий, провести работу по развитию системы взаимодействия субъектов общественного контроля на территории Нижегородской области, совершенствованию координации их работы и обеспечения обмена опытом;

3.4) рассмотреть предложения Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области по проведению общественного мониторинга:

- доступности для инвалидов и маломобильных групп населения государственных и муниципальных административных зданий, учреждений социального обслуживания и здравоохранения;

- качества оказания юридических услуг населению Нижегородской области;

3.5) обеспечить максимальную открытость своей деятельности, широкое освещение мероприятий и результатов общественного контроля, проводимого Общественной палатой Нижегородской области, в том числе используя ресурсы средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, постоянную актуализацию информации, размещаемой на официальном сайте Общественной палаты Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3.6) рассмотреть возможность размещения на официальном сайте Общественной палаты Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общих сведений об иных субъектах общественного контроля на территории Нижегородской области.

4. Общественным советам при органах государственной власти Нижегородской области, общественным палатам (советам) муниципальных образований Нижегородской области:

4.1) продолжить практику осуществления общественного контроля в рамках своих полномочий;

4.2) провести анализ положений, регламентирующих их деятельность, на предмет соответствия законодательству в сфере общественного контроля;

4.3) совместно с Общественной палатой Нижегородской области участвовать в развитии системы взаимодействия субъектов общественного контроля на территории Нижегородской области, способствовать совершенствованию координации их работы и обеспечения обмена опытом;

4.4) обеспечить максимальную открытость своей деятельности, широкое освещение мероприятий и результатов проводимого общественного контроля, используя ресурсы средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет;

4.5) оказать необходимое содействие Общественной палате Нижегородской области в формировании информации, предусмотренной пунктом 3.6.