"Правительственный час" на тему "Реализация реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, проблемы и пути решения"

Реализация реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъектов Российской Федерации

Предыстория вопроса. Научный взгляд на проблему

Вопросом поиска научных решений и разработке рекомендаций для преодоления проблем обращения с твердыми коммунальными отходами уделяет значительное внимание Научный совет РАН по глобальным экологическим проблемам. Председатель Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам В.А. Грачев отмечает, что существующая система обращения с отходами стала одной из глобальных проблем современной цивилизации. Россия – не исключение: на территории страны скопилось более 31 миллиарда тонн неутилизированных отходов. На мусоросжигательные заводы направляется не более 2,5% отходов, на перерабатывающие объекты – 7%, остальные отходы размещаются на полигонах ТКО. На сегодняшний день в стране функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. По сравнению с зарубежными странами – это ничтожно мало.[1]

Системы обращения с ТКО в развитых странах мира ориентированы на развитие вторичной переработки отходов, позволяющей извлекать ценные фракции ТКО. За рубежом минимальное захоронение и мусоросжигание после сортировки ТКО стали нормой. В некоторых странах уже достигнуто "нулевое" захоронение. Кроме того, высокая степень вовлеченности населения передовых стран мира в раздельный сбор отходов позволяет реализовывать более сложные схемы обращения с ТКО, включающие рециклинг и компостирование. Именно к таким показателям нам надо стремиться. Государство понимает существующую проблему, на решение которой направлен нацпроект "Экология".

При этом члены Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам отмечают необходимость оперативного решения следующих вопросов организации проведения реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъектов Российской Федерации:

- предоставление научного обоснования территориальных схем обращения с ТКО;

- разработка научных рекомендаций для субъектов Российской Федерации и региональных операторов по обращению с ТКО по составлению геоэкологических паспортов (ГЭП) мест размещения полигонов, содержащих оценку воздействия на окружающую среду и оценку рисков здоровью населения;

- необходимость создания в субъектах Российской Федерации условий для осуществления общественного контроля деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, в том числе в виде создания общественных наблюдательных советов в регионах с участием региональных операторов и представителей экспертного сообщества в лице членов Всероссийского общества охраны природы.

Отметим, еще в январе 2019 года на первом заседании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления председатель Научного Совета РАН по глобальным экологическим проблемам, президент Фонда имени В.И. Вернадского В.А. Грачев выступил с предложением о создании Общественных советов по контролю за ходом реализации "мусорной" реформы и деятельностью региональных операторов по обращению с ТКО. Инициативу поддержал председатель Комиссии, заместитель председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеев.

Первые шаги в реализации этого вопроса уже сделаны: так, в Свердловской области, по инициативе министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области уже созданы два общественных совета: при региональных операторах в Западной и Восточной зонах.[2] Также при региональном операторе по обращению с ТКО создан Общественный наблюдательный совет в Омской области[3], Общественный совет - в Кировской области[4].

 Основные проблемы

 - высокие тарифы;

- отсутствие единого обоснованного подхода к формированию тарифа, схем и нормативов:

В ряде регионов тариф рассчитывается по квадратным метрам (в Московской, Ленинградской, Амурской, Тюменской, Иркутской, Калужской областях и Пермском крае)[5], в других регионах - по жителям (здесь особо встает вопрос двойной платы за официально незарегистрированных лиц, мигрантов, дачников). Авторы нового индекса ТКО_АЛАРМ, разработанного Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ)[6], который является индикатором устойчивости региональных операторов, констатируют, что на сегодня данный индекс для абсолютного большинства операторов "красный", т. е. "за границей устойчивости". Причина тому – отсутствие системности и прогнозируемости: при уже заключенных соглашениях кардинально изменяются ключевые параметры - схемы обращения с отходами, нормативы накопления вывоза мусора и тарифы. Из 85 утвержденных к началу года схем в первом полугодии было изменено 32[7];

1.png




 


 

- отсутствие понятия "график вывоза" и ответственности за его нарушение;

- отсутствие административной ответственности за необоснованный отказ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО;

- нехватка обустроенных контейнерных и мусорных площадок (Самарская область, Пермский край);

- отсутствие лицензированных полигонов (так, в Воронежской области, на сегодня на 34 муниципалитета их всего 17, причем четыре в ближайшее время будут закрыты. Санкционированных свалок - только семь, а нелегальных крупных - около 300)[8];

- отсутствие гарантированного рынка сбыта вторсырья, что делает нецелесообразным раздельный сбор отходов;

- нерентабельность и крайняя технологическая и логистическая сложность вывоза мусора из удаленных, малонаселенных и труднодоступных районов (Например, в Красноярском крае Туруханский кластер образует 15 тысяч тонн отходов в год. Один поселок накапливает 13 килограммов в день, которые нужно вывозить за 500 километров.[9] Та же проблема на Ямале, где плотность населения - один человек на два квадратных километра, огромные расстояния между населенными пунктами и добраться по ним можно только по зимникам или по воде летом.).

 Возможные пути решения: опыт регионов РФ

 - в части реализации реформы в удаленных и малонаселенных регионах:

Новые контейнеры для сбора пластика установили на нескольких улицах поселка Южно-Курильск на острове Кунашир в Сахалинской области. Как сообщили в пресс-службе правительства региона, к концу года на острове будет более 30 таких контейнеров. Работа будет продолжена во всех населенных пунктах Кунашира и Шикотана. Для этого, по словам мэра Южно-Курильского района Вячеслава Власенко, в бюджете муниципалитета на следующий год будут предусмотрены дополнительные средства для развития инфраструктуры ЖКХ обоих островов. Изготавливает контейнеры единственная на Кунашире компания, имеющая лицензию на вывоз бытовых отходов. Она же подготавливает мусорные площадки. Пока продукт переработки — пластиковую стружку — хранят на складе компании. Но через несколько месяцев на остров должно прибыть оборудование для изготовления из вторсырья синтетической нефти. Горючее планируют использовать для отопления местных бетонного и асфальтового заводов, а также общественной бани.[10]

В Калмыкии также предложили перерабатывать мусор по новой технологии: опасные отходы накапливать на специальных площадках для дальнейшей транспортировки до объектов обезвреживания и утилизации, оставшуюся часть отходов - сжигать без остатка в специальных экологически чистых установках, получая энергию для поселков. Для оперативной доставки отходов из одного населенного пункта в другой уже начинают закупать транспорт, вплоть до вездеходов, оборудованных грузоподъемной системой типа "мультилифт".[11]

Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Николаевич Кобылкин считает наиболее целесообразным использовать в арктических регионах плазменное сжигание мусора, то есть сжигание практически без остатка, с максимальным получением тепла. В этих целях министерство заключает соглашение с Курчатовским центром для отработки технологии.[12]

 - в части оптимизации платежей:

В Свердловской области активным гражданам удалось минимизировать платежи в рамках существующей нормативной базы: так, екатеринбургское ТСЖ "Чайка, 89" рассчитывается с региональным оператором за вывоз мусора не по нормативам, а по факту. В результате ежемесячный платеж составляет 240 рублей вместо 450 с одной квартиры. Главное соблюсти два условия: обособить контейнерную площадку для сбора отходов и организовать раздельный сбор мусора (в данном случае, контейнерная площадка находится внутри закрытого двора, что исключает доступ к ней посторонних. Раздельный сбор мусора обеспечивается за счет установки сетчатого контейнера для сбора пластиковых отходов). Так же поступили и жильцы дома № 37 на улице Латвийской в Екатеринбурге: вместо 148 рублей подушевая плата составила в результате 92 рубля (ТСЖ установило отдельные контейнеры для пластиковых отходов и бумаги; отдельные емкости есть для сбора отработанных батареек и ртутных ламп).[13]

 Регионы получили право давать налоговые льготы компаниям, которые занимаются сбором, обработкой, обезвреживанием и захоронением твердых коммунальных отходов (ТКО). Преференции должны сдержать рост тарифов на такие услуги. Региональные власти смогут освобождать региональных операторов от НДС и налога на прибыль.[14]

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", освобождаются от НДС услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами. Для применения такой льготы органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления, которые осуществляют госрегулирование тарифов, утверждают предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога.

Применять такую льготу налогоплательщики могут в течение пяти последовательных календарных лет, начиная с года, в котором введен в действие такой тариф. Причем право не теряется и в случае дальнейшего установления предельного тарифа с учетом налога.

Такие правила применяются в отношении услуг оказываемых операторами по тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

В отношении налога на прибыль, льготы по нему в виде нулевой ставки применяются только к тем организациям, которым в соответствии с законодательством присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Такая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, устанавливается субъектами самостоятельно. В этом случае в отношении федерального бюджета также устанавливается нулевая ставка.

Воспользоваться такой льготой можно в отношении прибыли операторов, получаемых в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Новый порядок применяется к налоговой базе по налогу на прибыль, исчисляемой начиная с 1 января 2020 года.

 В Самарской области в целях минимизации тарифов для населения до конца лета 2019 года предполагается реализовать проект "умного" вывоза мусора в рамках реализации федерального стандарта "Умный город", - это произойдет в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске.

По проекту мусорные контейнеры оснастят "умными" датчиками, которые будут контролировать уровень наполнения емкости, а в мусоровозы установят навигационное оборудование и специальные автомобильные видеорегистраторы с четырьмя видеокамерами - они создадут круговой обзор фиксации нарушений на маршруте сбора твердых коммунальных отходов. Предполагается, что "умная" система позволит более точно выстраивать маршруты мусоровозов, контролировать, как по ним следуют водители, и распределять автопарк исходя из информации о наполненности контейнеров. После завершения пилотного этапа и масштабного внедрения системы "умного" вывоза мусора планируется организовать Единый диспетчерский центр контроля движения мусоровозов по Самарской области и интегрировать цифровое решение по управлению ТКО, разработанное МТС, с системами весового контроля на мусорных полигонах Самарской области с последующей их модернизацией до автоматизированной системы взвешивания отходов. Региональный оператор таким образом рассчитывает сократить затраты на топливо и техническое обслуживание машин минимум на десять процентов. Создатели проекта уверены, что для собственников жилья система тарифообразования станет более прозрачной.[15]

 Таким образом, реализация реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъектов Российской Федерации на сегодняшний момент имеет ряд однотипных системных проблем, решение которых представляется возможным лишь благодаря активизации конструктивного взаимодействия научного сообщества, органов государственной власти, населения и бизнеса. Как показывает проведенный анализ, решение ряда проблем кроется не только в увеличении финансирования на реализацию реформы, но и в совершенствовании методологических подходов к ее осуществлению, ликвидации пробелов в законодательной базе.


[1] По информации Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского (http://www.vernadsky.ru/EN/news/nauchniy-vzglyad-na-problemi-obrashheniya-s-tko/)

[2]Российская газета - Экономика УРФО № 156(7914)

[3] По данным омского делового квартала "Коммерческие вести" (kvnews.ru)

[4] https://tass.ru/obschestvo/6056117

[5] nvdaily.ru/Светлана Романова — 05.04.2019

[6] По данным НАКДИ (https://investinfra.ru/regionalnye-operatory/)

[7] Артем Геодакян / ТАСС (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/08/08/808426-musornaya-reforma)

[8] Российская газета - Федеральный выпуск № 154(7912)

[9] Российская газета - Федеральный выпуск № 154(7912)

[10] https://news.rambler.ru/scitech/42584201-na-kurilah-budut-delat-sinteticheskuyu-neft-iz-musora/

[11] Российская газета - Федеральный выпуск № 101(7859) Российская газета - Федеральный выпуск № 101(7859)

[12] РИА Новости, 25.04.2019 (https://ria.ru/20190425/1553014584.html)

[13] Российская газета - Неделя № 161(7919)

[14] Российская газета - Федеральный выпуск № 166(7924)

[15] Российская газета - Федеральный выпуск № 168(7926)