Отчет Контрольно-счетной палаты за 2014 год

Скачать текст отчета

Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты Нижегородской области в 2014 году, итогах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлен на основании требований ст.30 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О  контрольно-счетной палате Нижегородской области» (далее контрольно-счетная палата, палата).

В отчетном периоде деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с полномочиями, установленными Законом Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», на основании плана работы на 2014 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области.

Из числа плановых проверок 2014 года одна проверка была завершена в январе 2015 года. В то же время проведена проверка[1], не включенная в первоначальный план работы контрольно-счетной палаты. В соответствии со ст.17 Закона «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» все отчеты по итогам проведенных контрольных мероприятий были рассмотрены на заседаниях Коллегии палаты. Утвержденные Коллегией палаты отчеты направлены в  Законодательное Собрание Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между прокуратурой Нижегородской области и контрольно-счетной палатой Нижегородской области копии актов проверок и отчетов направлялись в прокуратуру Нижегородской области.

Из общего числа запланированных мероприятий тематика 19 была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 13  мероприятий включены по поручению Законодательного Собрания (в 2013 году – 6),  10 – по поручению Правительства области (в 2013 году – 10), 1 – по обращению Счетной палаты Российской Федерации. 

Всего в 2014 году контрольно-счетной палатой было проведено 43 контрольных и 39 экспертно-аналитических мероприятий. В рамках контрольных мероприятий были проведены 3 совместные проверки (с контрольно-ревизионным управлением министерства финансов Нижегородской области, с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области, со Счетной палатой Российской Федерации).

Контрольная деятельность

Контрольные мероприятия были направлены на проверку целевого, эффективного и рационального использования средств областного бюджета распорядителями и получателями средств при выполнении государственных заданий, а также в процессе реализации областных целевых программ. Также осуществлялись мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Нижегородской области.

Проверки осуществлялись в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, в организациях, получающих и использующих средства областного бюджета.

Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 21 495,9 млн.рублей. Проверками охвачено 255 объектов, по итогам контрольных мероприятий составлено 130 актов.

Информация о контрольных мероприятиях в динамике в таблице[2]:

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Проведено контрольных мероприятий

34

35

50

43

Охвачено контрольными мероприятиями:

 

 

 

 

- объектов

171

277

208

255

- муниципальных образований

41

38

34

34

- бюджетных учреждений

64

 45

72

36

Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий (млн.рублей)

39 599,2

13 663,4

12 327,0

21 495,9

Выявлено финансовых нарушений и недостатков (тыс.рублей)

147 150,5

515 433,1

4 669 726,5 [3]

1 502 072,3[4]

- в том числе подлежит перечислению (возмещению) в бюджет (тыс.рублей), из них:

21 813,2

58 374,3

188 290,2

100 689,6

- перечислено средств в бюджет

6 622,5

13 742,2

4 235,6

42 849,8

- возмещено (выполнено работ)

352,4

21 367,3

142 152,0

29 268,1

Значительная часть нарушений действующего законодательства, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями  (на момент подготовки отчета), устранена:

- из 182 финансовых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий и требующих устранения, устранены 105, что составляет 58% от общего числа фактов;

- восстановлено бюджетных средств (в том числе выполнено работ)  в объеме 72 117,9 тыс.рублей;

- по   итогам   рассмотрения    экспертно-аналитических      заключений

контрольно-счетной палаты внесены корректировки в областной бюджет на сумму 266 661,7 тыс.рублей;

- с учетом выводов и предложений контрольно-счетной палаты приняты вновь и внесены корректировки в 144 нормативных правовых акта Нижегородской области.

По ряду выявленных нарушений (порядка 40%) по состоянию на 01.01.2015 не наступили сроки реализации, оставшиеся находятся на контроле.

В целом финансовые нарушения и недостатки по типам нарушений распределились следующим образом:

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Финансовые нарушения и недостатки, всего, тыс.рублей

147 150,5

515 433,1

4 669 726,5

1 502 072,3

в том числе:

 

 

 

 

- нецелевые расходы

209,5

23,2

442,5

554,4

- неэффективные расходы

7 181,5

5 899,1

3 263,8

45 047,6

- неправомерные расходы

28 050,5

38 420,1

185 349,8

285 560,7

- иные нарушения и недостатки,

111 709,0

471 090,7

4 480 670,4

1 170 909,6

из них не проведена инвентаризация имущества  и обязательств перед составлением годовой отчетности

 

 

2 464 073,2

513 351,8

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ как нецелевое использование бюджетных средств квалифицированы нарушения в сумме 554,4 тыс.рублей, связанные с направлением денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (отнесение расходов на несоответствующие статьи бюджетной классификации).

Указанные нарушения установлены при проверке целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году министерству строительства Нижегородской области в рамках областной целевой программы «Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области» (администрацией Сокольского района произведено строительство канализационного коллектора в сумме 308,4 тыс.рублей к жилым домам старой постройки, собственники которых не являлись участниками Программы); при проверке целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году и истекшем периоде 2014 года администрации городского округа г.Дзержинск в рамках областной целевой программы «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области» (расходы на осуществление строительного контроля, геодезических и проектных работ, выдачу технических условий отражены по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» вместо КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги» (233,5 тыс.рублей); при проверке финансово-хозяйственной деятельности ГКУ НО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Кулебакского района» (за счет средств, выделенных по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», оплачены договоры на типографские работы и на приобретение основных средств  в общей сумме 12,5 тыс.рублей).

Неэффективные расходы областного бюджета выявлены в сумме  45 047,6 тыс.рублей, из них 15 425,2 тыс.рублей (34% нарушений) установлено при проверке целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» в рамках областной целевой программы «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области» (в связи с невозможностью дальнейшего исполнения контракта по причине отсутствия проекта освоения лесов был расторгнут контракт с 32% исполнением).

Как неэффективное использование бюджетных средств квалифицированы следующие нарушения:

- закупка оборудования,  мебели, манекенов-тренажеров, которые в дальнейшем не использовались, выполнение частичного ремонта отдельных помещений (в результате отделение не функционировало)[5];  

- приобретение оборудования, не соответствующего техническому заданию, использование фонда оплаты труда, предусмотренного на вакантные должности, с одновременным заключением договоров подряда, характер выполнения которых совпадает с функционалом вакантных работников, невостребованность отчетов по мониторингу общественно-политической ситуации в Нижегородской области[6]

- оплата посреднических услуг[7];

- завышение планового фонда оплаты труда в связи с наличием в течение длительного периода вакантных должностей[8];

- невыполнение грандополучателями условий деятельности, на которую выдавались гранды[9]

Стабильно высоким остается процент средств, использованных неправомерно (41% от общего объема выявленных финансовых нарушений и недостатков). Факты несоблюдения норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области, повлекшие за собой неправомерные бюджетные расходы,  установлены контрольно-счетной палатой в отчетном периоде на сумму 285 560,7 тыс.рублей, что в 1,5 раза выше объема неправомерного использования бюджетных средств в предыдущем отчетном году.

Неправомерные расходы выразились в следующем:

Наименование нарушения

тыс.рублей

%

Нарушение/отсутствие нормативных правовых актов

68 217,8

23,9

Нарушение бюджетного законодательства

57 425,5

20,1

Завышение объемов в актах выполненных работ  

48 010,3

16,8

Нарушение лимитной дисциплины

39 620,0

13,9

Нарушение в сфере закупок

21 920,1

7,7

Неправомерные авансы

21 704,2

7,6

Отсутствие подтверждающих документов на осуществление расходов, в том числе непредвиденные расходы

13 743,1

4,8

Нарушения при начислении заработной платы, отпускных и возмещении расходов, связанных со служебными командировками

8 535,8

3,0

Оплата невыполненных работ

4 429,1

1,6

Осуществление расходов, не связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления

1 844,5

0,6

Выполнение работ, не предусмотренных контрактом

110,3

0,0

ИТОГО

285 560,7

100,0

Значительная часть неправомерно использованных средств (порядка 24%) связана с нарушениями Градостроительного кодекса (выполнение капитальных работ до получения разрешения на строительство).

Нарушения законодательства в области предоставления и использования субсидий, субвенций выразились в следующем: предоставление бюджетных субсидий в завышенном объеме (завышение объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания), превышение утвержденных нормативов финансовых затрат; использование бюджетных субсидий с нарушением требований законодательства Российской Федерации и области; нарушение условий предоставления бюджетных субсидий. Заключение государственных контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 37 256,5 тыс.рублей квалифицировано как нарушение лимитной дисциплины.

Из общей суммы нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере иные нарушения составили 1 170 909,6 тыс.рублей (78% объема всех выявленных финансовых нарушений).

Иные нарушения выразились в следующем:

Наименование нарушения

тыс.рублей

%

Нарушение инструкции по ведению бухучета, в том числе непроведение инвентаризации имущества перед составлением годовой отчетности

1 064 832,8

90,9

Нарушение порядка использования имущества

47 317,0

4,0

Ошибки проектировщика

38 921,2

3,3

Завышение плановых ассигнований

11 906,5

1,0

Необеспечение софинансирования из местных бюджетов

4 037,6

0,3

Завышение стоимости государственного контракта

2 088,3

0,2

Некачественное выполнение работ

831,3

0,2

Непредъявление неустойки за нарушения сроков исполнения обязательств по договорам

589,6

0,1

Замена оборудования без согласования с проектировщиком

376,2

0,0

Невозмещение суммы от временных зданий и сооружений

9,1

0,0

ИТОГО

1 170 909,6

100,0

Нарушения правил бухгалтерского (бюджетного) учета, имеющих стоимостную оценку 1 064 832,8 тыс.рублей или 90,9% от общего объема иных нарушений, выразились в следуюшем: непроведение инвентаризации имущества и обязательств перед составление годовой отчетности (513 351,8 тыс.рублей); недостоверный учет в реестре имущества муниципальной собственности (499 034,6 тыс.рублей); неверное применение Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н (29 698,3 тыс.рублей).

В соответствии с Законом области от 08.10.2010 № 156-З по результатам проведенных контрольных мероприятий руководителям органов государственной власти области, органов местного самоуправления, проверенных предприятий, учреждений, организаций палатой были направлены представления для устранения выявленных нарушений и  недостатков путем внесения дополнений в нормативные правовые акты Нижегородской области и принятия мер дисциплинарного взыскания к  лицам, виновным в допущенных нарушениях.  В целом по замечаниям контрольно-счетной палаты подлежит восстановлению в областной бюджет неправомерно использованных бюджетных средств на сумму 100 689,6 тыс.рублей. Возмещено в бюджет (выполнено работ) 72 117,9 тыс.рублей (или 72%).

Проверка реализации областных целевых программ

В связи с переходом на программно-целевой метод бюджетного планирования вопросу контроля за реализацией мероприятий целевых программ в отчетном периоде отводилось особое внимание как при проведении экспертно-аналитических, так и контрольных мероприятий.

В рамках контрольных мероприятий в отчетном периоде были проведены проверки эффективности и целевого использования средств областного бюджета, направленных на реализацию 11 целевых программ из 41 утвержденной Законом об областном бюджете. Объем проверенных средств составил 7 465 980,7 тыс.рублей (38% от  общего объема бюджетных ассигнований, направленных на реализацию целевых программ).

По отдельным целевым программам контрольно-счетная палата осуществляла контрольные мероприятия в течение двух последних лет с целью контроля за обеспечением результативности использования бюджетных средств.

По результатам проверки эффективности и целевого использования и расходования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года» установлено, что недостатки отдельных работ по рекультивации свалки ТБО в г.Чкаловске, установленные контрольно-счетной палатой в ходе предыдущей проверки в июне 2013 года, подрядчиком (ООО «СтройРесурс») в рамках 5-летнего гарантийного срока не устранены, а именно:

- на отдельных участках склонов имеет место сползание грунта к подножию насыпи и наличие оголенных участков геомембраны (по сравнению с июнем  2013 года площадь оголенных участков геомембраны увеличилась);

- произрастание травяного покрова на теле свалки носит очаговый характер.

Администрацией Чкаловского района Нижегородской области в марте 2014 года подано исковое заявление в Арбитражный суд Нижегородской области об устранении ООО «СтройРесурс» дефектов выполненных работ, взыскании неустойки. В связи с изменением подрядчиком юридического адреса дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Республики Татарстан (по правилам территориальной подсудности). Решением Арбитражного суда республики Татарстан от 27.10.2014 иск Администрации Чкаловского района к ООО «СтройРесурс» удовлетворен. Возбуждено исполнительное производство о взыскании с ООО «СтройРесурс» неустойки (128,8 тыс.рублей).

По результатам проведенной в 2013 году проверки Комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы в части мероприятия «Оказание государственной поддержки в виде грантов – субсидии начинающим малым предприятиям, в том числе инновационным, на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности» приняты следующие меры:

- из 2 148 тыс.рублей субсидий, неправомерно использованных девятью грантополучателями, в областной бюджет поступило 1 148 тыс.рублей от пяти грантополучателей. Возбуждено исполнительное производство о взыскании субсидии с трёх грантополучателей (700 тыс.рублей). Имеется вступивший в силу приговор Воскресенского районного суда Нижегородской области от 26.08.2014 о признании вины в совершении грантополучателем преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 Уголовного кодекса РФ[10], и назначении наказания в виде лишения свободы на срок один год условно, готовятся документы в Арбитражный суд Нижегородской области о взыскании субсидии (300 тыс.рублей);

- по обращению контрольно-счетной палаты к Прокурору Нижегородской области о необходимости дальнейшей проверки силами правоохранительных органов выявленных фактов (отсутствие отдельных поставщиков приобретенного за счет средств господдержки оборудования в Едином государственном реестре юридических лиц, представление поддельных документов, неведение предпринимательской деятельности, для реализации которой представлена господдержка и др.) правоохранительными органами Нижегородской области возбуждено 6 уголовных дел, из них четыре завершены обвинительными приговорами суда, возвращено в бюджет 1 500 тыс.рублей, подлежит возмещению еще 3 300 тыс.рублей.

В 2014 году по предложению Правительства области проведена проверка оказания в 2013 году государственной поддержки в виде грантов – субсидии начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности. По 32 грантополучателям (из 52) установлено несоблюдение обязательства по созданию новых рабочих мест, что являлось одной из задач Комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области. По результатам встречных проверок во всех трех начинающих малых инновационных предприятиях установлено отсутствие части приобретенного за счет средств гранта оборудования, капитального ремонта, невыполнение заявленной выручки,   объема уплаченных налогов.

Неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 12 175,1 тыс.рублей установлено при проведении проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в 2012-2013 годах на финансирование областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области» на 2011-2013 годы (проверка проводилась в I квартале 2014 года). 

В ГБУЗ НО «БСМП г. Дзержинска» в 2013 году был выполнен частичный ремонт в помещениях отделения экстренной помощи, запланированных к открытию в рамках реализации мероприятий подпрограммы, на сумму 1 040,2 тыс.рублей (были отремонтированы коридор и 6 помещений из 11-ти, подлежащих ремонту), в 2014 году бюджетный источник финансирования работ по ремонту оставшихся помещений не был предусмотрен, в результате отделение в течение длительного времени не функционировало, в последующем ремонтно-строительные работы в неотремонтированных помещениях были произведены за счет собственных средств учреждения.

В ГБУЗ «Сергачская ЦРБ» в помещении, ранее отремонтированном за счет средств подпрограммы, были вновь вскрыты полы, демонтирована дверь и проводились ремонтные работы для монтажа вновь закупленного оборудования; душевая кабина была установлена в помещении, где неисправна электропроводка и отсутствовало освещение; проведенный ремонт отдельных помещений хирургического отделения ГБУЗ НО «Лысковская ЦРБ» носил незаконченный характер, в результате чего на момент проверки эти помещения не эксплуатировались, медицинское оборудование общей стоимостью 7 000,0 тыс. рублей, приобретенное в ноябре 2013 года, не использовалось.

По результатам проверки в ГБУЗ «Сергачская ЦРБ ремонтные работы в помещении были завершены, оборудование было установлено и эксплуатируется, в ГБУЗ НО «Лысковская ЦРБ» был завершен ремонт в хирургическом и травмологическом отделениях, врач-травматолог прошел тематическое усовершенствование и работает на закупленном оборудовании.

При выборочных контрольных обмерах ремонтных работ, выполненных в помещениях травмоцентров пяти учреждений[11], было установлено завышение объемов работ, указанных в актах о приемке выполненных работ и оплаченных за счет средств областного бюджета,  на общую сумму 260,7 тыс. рублей. Все излишне полученные подрядчиками бюджетные средства были возвращены в доход областного бюджета в ходе проверки.

По результатам проверки законности и эффективности расходования средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Нижегородской области, во всех проверенных муниципальных районах (Вадский, Лысковский, Сергачский) установлены недостатки качества жилых помещений, в которые переселены граждане. Наибольшие – в г.Сергаче (входные двери и дверная фурнитура низкого качества: при нажатии пальцами на металлические входные двери остаются вмятины, отсутствие асфальтобетонных дорожек от калитки до крыльца жилого дома, вздутие обоев на стенах, отходят потолочные плинтуса, стыки линолеума не закреплены, не завершено строительство канализационного колодца).

 По представлениям контрольно-счетной палаты администрациями данных муниципальных районов были приняты меры по устранению недостатков.

В отчетном периоде палатой было уделено значительное внимание контролю за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование объектов капитального строительства и реконструкции в рамках областных целевых программ.

Контроль за расходами на осуществление бюджетных инвестиций

За отчетный период проверены 92 объекта (в том числе в рамках ОЦП «Развитие…» - 24 объекта, 39% от числа включенных в программу на 2013 год), расположенных в 36 районах области.

Основной особенностью деятельности палаты в 2014 году, в части контроля за расходами на осуществление бюджетных инвестиций, явилось расширение охвата контрольными мероприятиями муниципальных образований, в том числе с незначительными объемами их финансирования из областного бюджета. При этом комплексно проверялись объекты капитального строительства в рамках трех целевых программ[12], реализуемых на территории района.  

По результатам проведенных контрольных мероприятий установлены нарушения и недостатки, многие из которых отмечались и в предыдущие годы:

1) Актировались фактически невыполненные работы или выполненные в меньших объемах - в сумме 47 642,1 тыс.рублей (строительство инженерных коммуникаций к территории промышленного парка «Дзержинск-Восточный» - 35 603,2 тыс.рублей; выполнение работ по строительству инженерной и дорожной инфраструктуры под малоэтажное жилищное строительство в микрорайоне «Южный» г.Шахунья - 4 025,6 тыс.рублей; строительство сетей водоснабжения, водоотведения и наружного освещения улиц к жилым домам многодетных семей в западном жилом районе города Выкса – 2 918,8 тыс.рублей; а также при строительстве детского сада на 240 мест в с.Борковка Выксунского района -1 344,7 тыс.рублей; строительство инженерной и дорожной инфраструктуры в микрорайоне «Боталово-4» городского округа г.Бор – 1 817,1 тыс.рублей.  

По итогам контрольных обмеров расхождения между заактированными (оплаченными) и фактически выполненными объемами строительно-монтажных работ выявлены на 9 объектах капитального строительства из 24 проверенных (38%), что свидетельствует о недостаточности контроля со стороны государственных (муниципальных) заказчиков, а также организаций, осуществляющих технический контроль строительства.

Так, к примеру, заказчиком МБКУС «Строитель» при осуществлении строительства инженерных коммуникаций к территории промышленного парка «Дзержинск-Восточный» по состоянию на 01.01.2014 были подписаны акты приемки выполненных работ (КС-2) на сумму 73 107,1 тыс.рублей. При проведении контрольного обмера (21.02.2014) установлено невыполнение работ на сумму 40 850,5 тыс.рублей, в т.ч. средства областного бюджета 35 603,2 тыс.рублей, которые не были перечислены подрядной организации ООО «Эксплуатация» (г.Санкт-Петербург), а оставались на счете заказчика, что позволило вернуть  их в областной бюджет в мае 2014 года. Гражданско-правовой договор на выполнение работ по строительству объекта: «Инженерные коммуникации водоснабжения и водоотведения к территории промышленного парка «Дзержинск-Восточный», заключенный на сумму 184 558,8 тыс.рублей подрядной организацией не исполнен. В результате отказа ООО «Эксплуатация» от выполнения указанного договора заказчиком МБКУС «Строитель» проводится исковая работа по взысканию штрафных санкций с подрядчика, а также с ООО «Профессиональный Кредитный Банк» банковской гарантии на сумму 18 346,7 тыс.рублей (последним заявлено в суде о проведении экспертизы подлинности банковской гарантии от 22.07.2013 №Б/2013-8337 (на контроле КСП НО).

2) В нарушение п.4.33 и п.4.96 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» резерв средств на непредвиденные работы и затраты необоснованно включался подрядными организациями в акты приемки выполненных работ (КС-2) без расшифровки и предоставления обосновывающих документов. Всего неправомерные выплаты составили 9 934,4 тыс.рублей. В ходе проверки представлены подтверждающие документы на все выполненные непредвиденные работы.

3) Проводились строительно-монтажные работы до получения разрешительной документации на строительство на общую сумму 37 544,3 тыс.рублей, например, строительство инженерных коммуникаций и автомобильной дороги к территории промышленного парка «Дзержинск-Восточный» на сумму 19 227,4 тыс.рублей (прокуратурой г.Дзержинск дело об административном правонарушении не возбуждалось в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности); строительство наружных сетей водопровода и канализации для домов многодетных семей в Западном жилом районе г.Выкса» на сумму  17 209,7 тыс.рублей (главному инженеру МБУ «Архитектурно-планировочное решение» объявлен выговор).

 Во многом причинами выявленного недостатка, имеющего процедурный характер, является недостаточно квалифицированная деятельность заказчиков и отсутствие надлежащего контроля. 

4) Невыявленные при проведении госэкспертизы ошибки проектировщиков повлекли за собой неэффективные расходы.

 В результате ошибок проектировщика при подготовке проектно-сметной документации для осуществления строительства ущерб бюджету составил 14 357,8 тыс.рублей; а именно:

- были выполнены дополнительные работы на сумму 9 481,7 тыс.рублей по усилению четырех дымовых труб на объекте «Технопарк в сфере высоких технологий, создаваемый в дер.Анкудиновке», которые были оплачены сверх цены контракта на основании решения суда в пользу подрядчика ООО «ФИРСТ-НН» (проектировщик – ООО «Новатерм-Проект»);

- также на основании решения суда ООО «ФИРСТ-НН» были оплачены дополнительные работы по устройству вентфасада, системы отопления на объекте «Строительство первой очереди Бизнес-центра технико-внедренческого открытого парка в п.Сатис Дивеевского района Нижегородской области» на сумму 4 696,7 тыс.рублей (проектировщик – ООО «Нижегородский Сантехпроект»).

Несмотря на то, что условиями государственных контрактов были предусмотрены штрафные санкции за некачественное выполнение работ, госзаказчиком претензии к проектировщикам не предъявлялись.

 5) Выявлены нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на общую сумму 6 738,4 тыс.рублей, в основном проявились в следующем:

- при проведении строительно-монтажных работ замена одних видов работ, предусмотренных контрактами, проектно-сметной документацией и конкурсной документации, на другие виды работ. В Борском районе при строительстве Дома культуры в п.Памяти Парижской коммуны произведена заменена виды работ на сумму 3 042,3 тыс.рублей;

- выполнение работ на других объектах, не предусмотренных проектом: при строительстве тротуаров в микрорайоне «Боталово-4» работы выполнены на улицах, не предусмотренных проектом, на сумму 1 802,5 тыс.рублей (информация представлена в минфин области, на директора МКУ «Борстройзаказчик» наложен административный штраф); в г.Дзержинске при строительстве инженерной инфраструктуры к территории под малоэтажное жилищное строительство по пр. Свердлова были выполнены и оплачены строительно-монтажные работы, не предусмотренные ПСД (Информация направлена в министерство финансов области, выводы: ввиду принятия Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ[13], улучшающего положение должностного лица, дело об административном правонарушении не возбуждалось[14]);

- ограничение конкуренции. Для выполнения работ на объекте «Ремонт участка автодороги «Подъезд к д.Фалино-Пестово» в Городецком районе были составлены локальные сметы и, без проведения электронного аукциона, администрацией заключены с ЗАО «Городецкая ПМК-6» 119 договоров  до ста тысяч рублей каждый на общую сумму 11 626,8 тыс.рублей (информация направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, на контроле у контрольно-счетной палаты).

6) Несоблюдение  лимитной дисциплины:

- В нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации заказчиками были приняты обязательства, превышающие доведенные лимиты на 37 256,5 тыс.рублей. Так, администрацией Сокольского района был заключен контракт на сумму 9 609,6 тыс.рублей, с превышением лимитов бюджетных обязательств на 6 440,87 тыс.рублей (ЛБО 3 168,8 тыс.рублей); администрацией Шахунского района были приняты обязательства по контракту на сумму 30 815,5 тыс.рублей в отсутствие доведенных ЛБО.

- В нарушение принятых обязательств по софинансированию объектов строительства (соглашения о совместных действиях между министерством строительства области и администрациями районов) не было обеспечено финансирование объектов за счет средств местных бюджетов на сумму 4 037,6 тыс.рублей. В Шахунском районе – на 3 743,7 тыс.рублей при осуществлении строительства инженерной и дорожной инфраструктуры к индивидуальной малоэтажной застройки в микрорайоне «Южный» (позднее утверждены в бюджете муниципального образования); в Володарском районе – на  293,9 тыс.рублей при  осуществлении строительства инженерной и дорожной инфраструктуры  к домам молодых специалистов в г. Володарске (задолженность перед подрядчиком погашена в следующем финансовом году).

Установленные факты оплаты невыполненных работ, неправильного применения расценок, нарушения качества и технологии работ, а также объемы не выставленных подрядным организациям за нарушения условий государственных контрактов штрафных санкций также свидетельствуют о низком уровне организации внутреннего контроля.

Проверка отдельных вопросов

По результатам проверки исполнения Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Нижегородской области за 2013 год установлено нарушений на сумму 45 931,5 тыс.рублей, из которых 18 575,4 тыс.рублей – сумма не поступивших доходов в областной бюджет от ЗАО «Строительное управление №155» по договору купли-продажи акций ОАО «ВолгоВятцемент» с предельным сроком оплаты 10.02.2014. Исковое заявление министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области о взыскании 18 575,4 тыс.рублей с ЗАО «Строительное управление №155» оставлено Арбитражным судом г.Москвы без рассмотрения (определение от 15.01.2015) в связи с неоднократной (15 октября, 17 ноября 2014 года, 14 января 2015 года) неявкой представителя истца в судебное заседание.

По результатам проверки эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году ГБУ НО «Агротеххимцентр», проведенной совместно с контрольно-ревизионным управлением министерства финансов Нижегородской области, установлено нарушений на сумму 7 195,4 тыс.рублей, в частности:

- при расходовании субсидии на иные цели – рекультивацию полигонов ТБО в рамках областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года» учреждением в 2013 году приняты и оплачены подрядной организации невыполненные работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка при рекультивации полигона ТБО в г.Городце на сумму 3 444,2 тыс.рублей. Впоследствии работы выполнены;

- использование приобретенных за счет средств субсидии на государственное задание горюче-смазочных материалов на сумму 2 861,6 тыс.рублей при осуществлении приносящей доход деятельности без их последующего возмещения; выплаты стимулирующего характера, не предусмотренные условиями предоставления субсидии (326,1 тыс.рублей); иные излишние расходы (5,1 тыс.рублей). По результатам проверки учреждением возмещено в областной бюджет 3 192,8 тыс.рублей.

При проверках финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных/казенных учреждений наиболее часто повторяющиеся были нарушения по оплате труда сотрудников учреждений (ГБУ НО «Комплексный центр социального обслуживания населения Гагинского района», ГКУ «Центр территориального развития», ГБУ НО «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура»).

Нарушения при применении отдельных норм типового Положения об оплате труда работников государственных бюджетных/казенных учреждений выразились в следующем:

- неправомерное установление повышающих коэффициентов (за работу на селе, за работу с опасными  для здоровья и особо тяжелыми условиями труда,  без учета требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации);

- неправомерное предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день по отдельным должностям;

- принятие на врачебные должности и должности средних медицинских работников сотрудников при отсутствии сертификатов по соответствующим специальностям.

Общая сумма выявленных нарушений по оплате труда в проверенных учреждениях составила 7 125,1 тыс.рублей.

С учетом выводов и предложений контрольно-счетной палаты по результатам проверок скорректированы положения ведомственных актов и нормативных правовых актов области с целью обеспечения правомерного использования бюджетных средств, направленных на оплату труда.

В отчетном периоде продолжали иметь место нарушения по предоставлению субсидий на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) и содержание имущества государственных учреждений, в частности:

- некорректное установление показателя единицы государственной услуги, приведшее к завышению планового объема государственной услуги (ГБОУ НО «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура», ГБУ НО «Врачебно-физкультурный диспансер»);

- отсутствие доступной информации о перечне государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, подведомственными министерству культуры области;

- изменение объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБОУ НО «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура» осуществлено без соответствующего изменения государственного задания;

- отсутствие в ведомственном перечне государственных услуг показателей, характеризующих качество государственной услуги (ГБУ НО «Врачебно-физкультурный диспансер»);

- завышение числа получателей государственных услуг (ГБОУ НО «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура», ГКУ «СРЦН Кулебакского района»).

Совместная работа со Счетной палатой Российской Федерации

В отчетном периоде контрольно-счетной палатой  Нижегородской области было проведено совместное  со Счетной палатой Российской Федерации контрольное мероприятие «Анализ исполнения федеральными органами исполнительной власти Федерального закона от 29 ноября 2012 года №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части включения в число объектов обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд» на объектах: Главное управление МВД России по Нижегородской области, Главное управление МЧС России по Нижегородской области, Нижегородская таможня.

Объем проверенных средств составил 2 429,3 млн.рублей.

В ходе контрольного мероприятия было установлено, что потенциально возможные доходы бюджетов муниципальных образований области от поступления земельного налога с 78 земельных участков, не вовлеченных в налогооблагаемый оборот, ежегодно могли составить 1 439,1 тыс.рублей.

Контрольно-счетная палата приняла участие в заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по рассмотрению отчета об итогах проверки. По результатам проверки Счетной палатой Российской Федерации было направлено информационное письмо в адрес Губернатора, Председателя Правительства Нижегородской области.

В 2014 году сотрудники контрольно-счетной палаты вошли в состав и принимали активное участие в работе трех комиссий Совета контрольно-счетных органов При Счетной палате Российской Федерации: комиссии по развитию внешнего муниципального финансового контроля, комиссии по вопросам методологии и информационно-аналитической комиссии.

Проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Нижегородской области

В 2014 году в соответствии с требованиями ст. 136 Бюджетного кодекса РФ палатой продолжена работа по проверке соблюдения бюджетного законодательства высокодотационными муниципальными образованиями области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов. Проведены проверки годовых отчетов за 2013 год трех муниципальных образований – Навашинский, Дальнеконстантиновский и Дивеевский районы.

По результатам проверок можно выделить следующие группы нарушений и недостатков, носящих общий характер.

Группа 1. Нарушения по аналитическому и бюджетному учету муниципального имущества:

- несоответствие нормам действующего законодательства порядков ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества;

- непроведение инвентаризации имущества казны перед составлением годовой бюджетной отчетности;

- искажение показателей годового отчета об исполнении бюджета вследствие недостоверного учета имущества казны.

Группа 2. Недостатки в планировании и администрировании налоговых и неналоговых доходов:

- неисполнение прогнозных планов приватизации;

- неотражение в годовых отчетах недоимки по налоговым и неналоговым платежам;

- нарушения по отчислению в бюджет чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий;

- нарушения законодательства при предоставлении муниципального имущества в аренду.

Кроме того, не в полной мере администрациями районов использован потенциал по повышению поступлений налоговых доходов в бюджет района в части организации работы по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.

Установленные в ходе проверок факты свидетельствуют о необходимости усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий, контроля за повышением эффективности и правомерности использования муниципального имущества. Контрольно-счетная палата отдельно обращает внимание на необходимость дополнительного методологического урегулирования вопросов использования гидротехнических сооружений (в т.ч. бесхозяйных), а также земельных участков, в пределах которых расположены ГТС.

Группа 3. Недостатки при исполнении бюджетов. Установлены отдельные случаи:

- исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных бюджетным законодательством к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (обеспечение первичных мер пожарной безопасности поселений, расходы на организацию первичной медико-санитарной помощи населению);

- недопустимых Бюджетным кодексом отклонений бюджетных ассигнований в сводной бюджетной росписи;

- неверного применения Плана счетов бухгалтерского учета;

- неправомерных расходов бюджетных ассигнований резервных фондов Администраций (премирование работников федеральной пожарной службы, ремонт служебного автомобиля).

С учетом указанного, достоверность, полнота, прозрачность годовых отчетов об исполнении бюджетов за 2013 год проверенных муниципальных образований в целом подтверждены. При этом отмечается, что выявленные нарушения не позволили подтвердить в отдельных случаях достоверность таких показателей годовых отчетов, как «Расчеты по доходам», «Нефинансовые активы имущества казны», «Вложение в нефинансовые активы».

По итогам проверок в Администрации муниципальных образований направлены представления, в соответствии с которыми были разработаны планы мероприятий по устранению нарушений бюджетного процесса, а также их дальнейшему недопущению.

Работа по проверке соблюдения бюджетного законодательства высокодотационными муниципальными образованиями области в текущем году будет продолжена и организована с учетом установленных Кодексом об административных нарушениях и Бюджетным кодексом Российской Федерации мер административного наказания и бюджетного принуждения.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

Важнейшим контрольным мероприятием, полномочиями на проведение которого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наделены исключительно органы внешнего государственного финансового контроля – контрольно-счетные органы субъектов РФ, является проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ.

В соответствии с требованиями ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст.39 Закона области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2013 год. Отчетность представлена в КСП НО в установленные сроки. Камерально проверена бюджетная отчетность у всех главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС), непосредственно на объектах проверки - у 10 ГАБС. Достоверность, полнота, прозрачность, информативность их отчетности в целом подтверждены. Случаев грубого нарушения бюджетного учета не выявлено.

Установлены отдельные нарушения и недостатки:

1) нарушение порядков составления и представления годовой бюджетной отчетности за 2013 год (отсутствие ряда форм отчетности, заполнение форм отчетности с нарушением установленных требований, неправильная консолидация, недопустимые показатели по счетам расчетов со знаком «минус») четырьмя ГАБС;

2) нарушения при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности (двумя ГАБС не проведены инвентаризации на общую сумму 384,7 тыс.рублей, инвентаризации проведены формально, материально-ответственное лицо являлось членом инвентаризационной комиссии, допущены недостатки в оформлении результатов инвентаризации);

3) нарушения Инструкции бухгалтерского учета при учете объектов материальных ценностей на сумму 8 411,8 тыс.рублей четырьмя ГАБС;

4) списание задолженности в сумме 812,9 тыс.рублей двумя ГАБС на забалансовый счет без признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию в нарушение Инструкции (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

По результатам проверки подготовлены представления об устранении выявленных нарушений и недостатков главным администраторам бюджетных средств, их допустившим, и обзорное письмо минфину НО как органу, осуществляющему методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Нижегородской области.

Реализация контрольных мероприятий

В зависимости от характера выявленных нарушений и недостатков строилась и направленная на их устранение работа, принимались соответствующие меры в рамках установленной компетенции и представленных полномочий. В ряде случаев устранение нарушений осуществлялось непосредственно в ходе проверки. Сотрудники палаты оказывали содействие работникам проверяемых учреждений в организации правильного ведения бухгалтерского учета, устранении недостатков в исполнении смет доходов и  расходов  и приведении их в соответствие с требованиями законодательства.

В адрес проверенных организаций контрольно-счетной палатой было направлено ­­­­80 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства и с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы Нижегородской области. Во всех направленных контрольно-счетной палатой представлениях были внесены предложения о привлечении должностных лиц к ответственности.

По результатам рассмотрения представлений за допущенные нарушения были привлечены к дисциплинарной ответственности 55 сотрудников проверенных организаций.

В течение отчетного года профильными комитетами Законодательного Собрания Нижегородской области рассмотрены отчеты по результатам 6 контрольных мероприятий:

    на заседании Комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания  Нижегородской области:

1) Контрольное мероприятие в отношении ОАО «Нижегородские канатные дороги» за 2012-2013 годы.

2) Проверка эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году ГБУ НО «Агротеххимцентр».

3) Проверка отдельных вопросов использования земельных ресурсов, составляющих государственную казну  Нижегородской области, за 2012 и 2013 годы.

4) Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в 2013 году на реализацию Плана выставочно-конгрессных, презентационных и иных мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области.

    на заседании Комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и лесопользованию Законодательного Собрания Нижегородской области:

5) Проверка мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.  

    на заседании Комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания  Нижегородской области:

6) Проверка эффективности целевого использования и расходования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016 года».

Депутатами были приняты решения и рекомендации в адрес Правительства Нижегородской области по устранению выявленных нарушений.

В отчетном году были задействованы различные формы реагирования на факты выявленных нарушений, предусмотренные Законом о контрольно-счетной палате Нижегородской области.

Реализация контрольных мероприятий:

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Направлено материалов по результатам контрольных мероприятий:

 

 


 

- представлений

85

105

88

80

- информационных писем

9

13

15

27

- писем в прокуратуру

2

1

5

- писем в ОВД

1

-

3

4

Привлечено к дисциплинарной ответственности (чел)

2

39

50

55

Выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки и  нереализованные предложения, указанные в заключениях, остаются на  контроле аудиторов контрольно-счетной палаты.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между прокуратурой Нижегородской области и контрольно-счетной палатой Нижегородской области от 26.07.2013 копии актов и отчетов по проведенным контрольным мероприятиям направлялись в прокуратуру Нижегородской области. В качестве мер прокурорского реагирования органами прокуратуры внесено представление в адрес главы администрации Шатковского муниципального района - по результатам проверки эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию программы финансовой поддержки на стабилизацию и увеличение поголовья крупного рогатого скота.

Прокуратурой Нижегородского района г.Нижнего Новгорода к административной ответственности привлечен индивидуальный предприниматель за несанкционированное размещение объекта торговли на земельном участке под объектами канатной дороги. В июле 2014 года получено письменное обязательство ОАО Нижегородские канатные дороги» о недопущении подобных нарушений в дальнейшем.

По обращению контрольно-счетной палаты к прокурору Нижегородской области о необходимости дальнейшей проверки силами правоохранительных органов выявленных фактов по итогам проверки в 2013 году оказания государственной поддержки в виде грантов – субсидии начинающим малым предприятиям правоохранительными органами Нижегородской области возбуждено 6 уголовных дел, из них четыре завершены обвинительными приговорами суда.

Экспертно-аналитическая деятельность

В отчетный период экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным Коллегией палаты и в рамках полномочий, установленных статьей 2 Закона Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», основными из которых являются:

- экспертиза проектов законов Нижегородской области об областном бюджете и проектов законов Нижегородской области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также о внесении изменений в них;

- экспертиза и подготовка заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам бюджетного законодательства.

Всего в 2014 году подготовлено 39 заключений (в 2013 году – 34) по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов, из них:

Все заключения контрольно-счетной палаты в установленном порядке направлены в Законодательное Собрание Нижегородской области и Губернатору области, использованы для доработки окончательной редакции соответствующих нормативных правовых актов. Замечания и предложения палаты, внесенные по результатам экспертно-аналитических мероприятий, преимущественно, учтены при внесении изменений в нормативные правовые акты Нижегородской области, регулирующие основы организации и функционирования бюджетной системы области, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок наделения полномочиями и передачи финансовых средств для их осуществления, межбюджетные отношения, отношения в сфере управления и распоряжения областной собственностью и др. Всего по 39 экспертным заключениям на проекты нормативных правовых актов сформированы 278 замечаний, из которых учтены 244 замечания (88%).

Результаты экспертно-аналитических мероприятий показали, что в 2014 году имели место факты отсутствия правовых оснований расходных обязательств, несоответствия кодов бюджетной классификации, отсутствия порядка предоставления некоторых видов субсидий, отмечены недостатки при разработке государственных программ.

Выводы и предложения контрольно-счетной палаты, сделанные по результатам экспертно-аналитических мероприятий, были учтены при принятии и корректировке 144 нормативных правовых актов области.

Одним из наиболее значимых экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, является экспертиза законопроекта «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

По результатам экспертизы законопроекта отмечена условность некоторых показателей, принятых при расчетах неналоговых доходов областного бюджета, установлены случаи несоблюдения норм бюджетного законодательства при разработке и утверждении нормативными правовыми актами области порядков расчета и распределения отдельных видов межбюджетных трансфертов (несоответствие порядка расчета утвержденным методикам), выявлено отсутствие нормативных правовых актов области, устанавливающих расходные обязательства.

При подготовке заключения на проект областного бюджета на 2015-2017 годы в связи с переходом на программное планирование бюджета дополнительное внимание было уделено анализу государственных программ Нижегородской области. В заключении были отмечены нарушения, допущенные при планировании финансового обеспечения госпрограмм, принятие к финансированию объектов капитального строительства при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы.

Кроме того, палатой рекомендован, а Правительством области принят к выполнению ряд мероприятий:

- осуществить доработку отдельных подпрограмм госпрограмм;

- утвердить основные направления долговой политики на текущий год и плановый период;

- утвердить порядок формирования перечня объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих ремонту, и нормативного определения объемов финансирования этих объектов;

-принять нормативные правовые акты, утверждающие условия и порядок предоставления юридическим лицам субсидий в рамках отдельных подпрограмм, план мероприятий по организации работы в области строительства, архитектуры и градостроительства, порядок определения объема субсидий на иные цели.

По результатам экспертизы законопроекта «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» с учетом предложений палаты в постановления Законодательного Собрания Нижегородской области  были включены 4 пункта, которые включают в себя 33 подпункта, содержащие рекомендации в адрес Правительства Нижегородской области.

Информация о проведенных экспертно-аналитических мероприятиях приведена в Приложении 2.

Отдельным направлением экспертно-аналитической работы контрольно-счетной палаты является осуществление оперативного контроля за исполнением областного бюджета  в текущем году. Контроль проводился на основе анализа бюджетной и иной отчетности, ежеквартально предоставляемой министерством финансов области по согласованному с палатой перечню. По результатам проведенного анализа контрольно-счетной палатой были подготовлены и направлены в Законодательное Собрание и Губернатору области информационные материалы об исполнении областного бюджета за 2013 год, 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2014 года. В рамках оперативного контроля за исполнением областного бюджета:

- осуществлялся анализ своевременного исполнения доходных и расходных статей областного бюджета по объемам и структуре;

- проводились оценка законности производимых расходов и проверки по источникам финансирования дефицита бюджета;

- осуществлялся анализ состояния государственного долга, объемов дебиторской и кредиторской задолженности бюджетополучателей, объемов задолженности по кредитам, выданным из бюджета области;

- проводился мониторинг реализации государственных программ.

Информационное обеспечение

 

В соответствии с принципом гласности государственного финансового контроля (ст.3 Закона области от 08.10.2010 №156-З) контрольно-счетная палата Нижегородской области уделяет внимание обеспечению открытости своей деятельности. Функционируют официальный сайт контрольно-счетной палаты (www.ksp.r52.ru), где размещены общая информация о палате, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-счетной палаты, стандарты финансового контроля и организации деятельности палаты, планы работы на 2012-2015 годы, отчет о  работе контрольно-счетной палаты за 2011, 2012, 2013 годы, информация по проведенным контрольным мероприятиям с указанием мер по реализации направленных палатой предложений.

На сайте контрольно-счетной палаты создан раздел «Взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований Нижегородской области».

В рамках реализации Плана противодействия коррупции сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности в контрольно-счетной палате, ежегодно размещаются на официальном сайте палаты. В отчетном периоде с сотрудниками контрольно-счетной палаты проводился комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению государственными гражданскими служащими, лицами, замещающими государственные должности палаты, нарушений норм действующего законодательства по противодействию коррупции.

Взаимодействие с муниципальными

контрольно-счетными органами

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ) на территории Нижегородской области продолжается процесс создания системы внешнего финансового контроля на уровне муниципальных образований, позволяющей охватить все уровни бюджетной системы региона. Наличие эффективного внешнего финансового контроля позволяет уже на стадии формирования бюджета исключить необоснованные расходы, обеспечить законность и эффективность использования бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. В силу своей приближенности к социально-экономическим проблемам населения муниципальный финансовый контроль приобретает все более значимую роль.

В настоящее время (по состоянию на 1 января 2015 года) в Нижегородской области создано 40 контрольно-счетных органов муниципальных образований[15] (из них три контрольно-счетных органа созданы в поселениях), в том числе:

- с правами юридического лица - восемь контрольно-счетных органов;

- как самостоятельный орган, не обладающий правами юридического лица, 13 контрольно-счетных органов;

- в составе представительного органа - 19 контрольно-счетных органов.[16]

В отчетном периоде сотрудниками палаты оказывалась консультационная и методическая поддержка муниципальным контрольно-счетным органам. В ответ на  запросы контрольно-счетных органов муниципальных образований были подготовлены разъяснения в части применения отдельных статей Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ, бюджетного законодательства, законодательства об административной ответственности,  по вопросам реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также вопросам создания и организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Тематика задаваемых вопросов и интенсивность обращений свидетельствовала о необходимости создания регионального объединения контрольно-счетных органов.

В этой связи с целью координации деятельности и укрепления взаимодействия контрольно-счетных органов Нижегородской области, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального финансового контроля, обеспечения единообразия методологических подходов к контрольной и экспертно-аналитической деятельности, оказания содействия в повышении профессионального уровня сотрудников 3 декабря 2014 года было проведено совещание с руководителями контрольно-счетных органов муниципальных образований, на котором было принято решение о создании Совета контрольно-счетных органов при контрольно-счетной палате Нижегородской области (далее Совет), утверждены Положение о Совете и состав Президиума. По итогам совещания подписано Совместное заявление контрольно-счетной палаты Нижегородской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований о создании Совета. На первом этапе в состав Совета вошли 17 контрольно-счетных органов муниципальных образований, созданных в рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ: контрольно-счетные органы, обладающие организационной и функциональной независимостью. Совет создан как совещательный орган, действующий на основе принципов добровольности вхождения в его состав и равноправия. Президиумом Совета от 26 января 2015 года утвержден план работы Совета на 2015 год. В план работы включены вопросы обобщения и распространения передового опыта работы контрольно-счетных органов, организации совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, оказания организационной, правовой, информационной, методологической и иной помощи, повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов.

Повышение уровня квалификации сотрудников

Необходимым условием эффективной работы палаты является плановое обучение и повышение профессионального уровня специалистов. Сотрудники палаты в отчетном периоде прошли обучение по программам: «Управление государственными и муниципальными закупками» (21 человек); «Новое в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции» (1 человек), принимали участие в практических семинарах по темам: «Подготовка годовой бюджетной отчетности за 2014 год» (7 человек); «Ключевые изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Теория и практика» (3 человека).

Задачи на 2015 год

Основными приоритетами в деятельности палаты на 2015 год определены:

План работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на  2015 год сформирован с учетом поручений Законодательного Собрания и  предложений Губернатора области, утвержден на заседании Коллегии палаты 29 декабря 2014 года и размещен на официальном сайте палаты.



     [1] По обращению Счетной палаты Российской Федерации проведено совместное контрольное мероприятие «Анализ исполнения федеральными органами исполнительной власти Федерального закона от 29 ноября 2012 года №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части включения в число объектов обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенных нужд».

 

     [2] Подробная информация в разрезе проведенных контрольных мероприятий приведена в Приложении 1.

     [3] Из них на сумму 2 464 073,2 тыс.рублей   не проведена инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности.

     [4] Из них на сумму 513 351,8 тыс.рублей не проведена инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности.

     [5] ОЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области».

     [6] Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных по разделу «Средства массовой информации».

     [7] Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в 2013 году на реализацию Плана выставочно-конгрессных, презентационных и иных мероприятий.

     [8] Проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБУ НО «Госветуправление Дивеевского района».

     [9] Проверка ГП «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы».

     [10] Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере.

     [11] ГБУЗ НО «БСМП г.Дзержинска», ГБУЗ НО «Сергачская ЦРБ», ГБУЗ НО «Семеновская ЦРБ», ГБУЗ НО «Выксунская ЦРБ», ГБУЗ НО «Лысковская ЦРБ».

[12] «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы» (далее ОЦП «Развитие…»), «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012 – 2014 годы» (подразделяется на 2 подпрограммы: «Развитие транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012 – 2014 годы», «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, а также ремонт  дворовых территорий многоквартирных домов Нижегородской области на 2012 – 2014 годы»), «Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области на 2011-2013 годы», «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области на 2013 – 2017 годы».

 

     [13] Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

     [14] Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации «Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

     [15] Штатная численность работников контрольно-счетных органов муниципальных образований составляет по состоянию на 1 января 2015 года 100 человек.

     [16] Без соблюдения требований статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ об организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа.