План на неделю >>
Ваше мнение

Для чего необходимо целевое обучение?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Интервью

24.04.2019

Законодатели-первопроходцы

kozeradskiy1Интервью председателя Законодательного Собрания I и II созывов Анатолия Козерадского газете «Аргументы и факты – Нижний Новгород» 

 

Законы среди хаоса

- Анатолий Александрович, правда, что принимать законы Нижегородской области стало только Законодательное Собрание? Его предшественник, областной совет, выпускал лишь постановления…

- Это так. По всем советским Конституциям принимать законы мог только Верховный Совет РСФСР.

Когда в 1993 году была принята Конституция России, на уровне региона появились три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. И мы действительно получили право принимать законы области.

 

- Их подписывали одновременно председатель областного парламента и губернатор?

 

- Всем этим переменам предшествовали драматические события в стране. В сентябре 1993 года вышел указ президента Бориса Ельцина о конституционной реформе – знаменитый указ №1400, он прекратил работу советов всех уровней. С этим не согласился Верховный Совет, потом было противостояние, расстрел «Белого дома» в Москве… Единовластным руководителем в регионе до избрания Законодательного Собрания оставался глава областной исполнительной власти.

Борис Немцов, в то время губернатор Нижегородской области, отказался разгонять совет народный депутатов, малый совет во главе с Евгением Крестьяниновым продолжал работать, он был нужен региону. И тогда нашли такой выход: под документами, выпускавшимися советом, ставили две подписи, чтобы постановления были легитимными. Мы посчитали правильным оставить такое правило и после избрания Законодательного Собрания.

 

«Всё решали на месте»

 

- Давайте вспомним начало работы первого областного парламента. Как вас избирали председателем? Вы сразу согласились?  

 

- Прямо скажем, я отказывался. В 1990 году я стал председателем исполкома города Выкса, а потом главой городской администрации. Мы немало тогда сумели для Выксы сделать, всё решали на месте – Выкса далеко от Нижнего Новгорода, каждый день советоваться не наездишься. Многое получалось, потому что сложилась работоспособная команда, были хорошие отношения с руководителями местных предприятий. Все выксунские предприятия имели российское подчинение, большинство вопросов решалось в Москве без областного центра…

Но меня никто и не спрашивал, хочу ли быть председателем. Было желание работать в Выксе, чувствовать поддержку земляков, а в Нижнем был практически чужым человеком, не имеющим каких-либо отношений с руководителями областной и городской администраций, предприятий и организаций областного центра. Немцов сказал: «Будешь помогать Выксе как председатель Собрания. Откажешься - ко мне не подходи, на поддержку не рассчитывай!»

Он сам предложил депутатам мою кандидатуру. Знаю, что Немцов собирал перед этим глав районных администраций в Арзамасе… В итоге большинство депутатов проголосовало «за».  

 

- Многое тогда областные законодатели делали впервые. Какие моменты вы сейчас считаете по-настоящему тяжёлыми, сложными? 

 

- Когда мы начинали работать, было, можно сказать, лихолетье. Большинство людей не понимали, что происходит. Огромные задолженности по зарплатам работников бюджетной сферы, детским пособиям, пенсиям, отсутствие в магазинах товаров первой необходимости. На ряде предприятий перестали выдавать зарплату. Случалось, что федеральный центр не платил заводам за выполненные государственные заказы… Вертикали власти как будто не стало. Нам, нижегородцам, надо было самим что-то срочно делать, разруливать ситуацию.

Есть такой жёсткий метод обучения плаванию – человека бросают в поток, выплывешь – будешь жить. Так было и с нами - законодателями.

Мы выплыли. Сами искали разумные решения проблем. Тем более что пришли в региональный парламент люди искушённые – было много хозяйственников, 16 глав администраций, учителя, врачи, профсоюзные работники, журналисты, предприниматели. Все умели мыслить, ставить задачи и предлагать их решения.

В первый год работы I созыва мы выпустили мало законов. Закон же надо тщательно и правильно оформлять, обозначать суть закона, терминологию. А нам же не до этого было – проблемы требовали немедленного решения! Так что чаще законы у нас назывались постановлениями.

 

-  Говорят, Немцова было непросто переубедить, но вам это удавалось.

-  Он, конечно, был демократом, умел слушать. Но если уж принял решение, становился, если можно так сказать, упёртым. И все-таки возможность влияния на мнение руководителя исполнительной власти была: существовал неформальный координационный совет области - председатель Законодательного Собрания (глава совета), губернатор, мэр Нижнего Новгорода, председатель Городской думы и Представитель Президента РФ в области.  

Самые злободневные вопросы обсуждались также на встречах депутатов с губернатором и представителями федеральных органов власти в поселке Зеленый город, подальше от прессы, хотя наши «непуганые журналисты» на нас за это обижались – привыкли к полной открытости.

Чтобы у Бориса созрело мнение, решение по какому-либо вопросу, ему нужна была подпитка – точка зрения других. У него, прямо скажем, особо не было хозяйственного опыта: 32 года, раньше работал только в науке… Но надо отдать Немцову должное: он окружил себя опытными людьми. Ивана  Склярова сразу сам предложил себе в заместители, на хозяйство. На ключевых постах в его команде всюду были компетентные люди, и губернатор к ним прислушивался.

Мы с Борисом Ефимовичем сразу с глазу на глаз договорились быть открытыми, совместно обсуждать сложные для исполнительной и законодательной властей вопросы, ничего не скрывать. Это были очень искренние рабочие отношения.

С Иваном Скляровым, который возглавил область после отъезда Немцова в Москву, отношения складывались также продуктивно, они были товарищескими - мы были похожи, оба из районных руководителей…

 

 Конституция для региона

 - I созыв принял важнейший документ - Устав Нижегородской области.

Как это было?  Долго ли вы над ним работали?

- Никто писать уставы не умел. Это была, по сути, Конституция субъекта федерации. Многое мы брали как раз из российской Конституции: и структуру, и основные понятия. Но добавляли и региональное: социально-экономические основы статуса области, основы социальной политики.

Много спорили по организации работы и полномочиям законодательной и исполнительной власти области, вместе думали, как одна ветвь власти может влиять на формирование другой. Одни депутаты считали, что мы должны утверждать в должности каждое должностное лицо, другие говорили: зачем кого-то утверждать - пусть губернатор создаёт команду для себя. Потом пришли к консенсусу: обязательно нужно утверждать первого вице-губернатора, руководителей социального, бюджетного, экономического блоков. И отставка этих людей в случае каких-либо конфликтных ситуаций тоже должна была пройти через областной парламент. Система сдержек и противовесов была заложена. И, кстати, мы были первым регионом, создавшим мировые суды. Первым судей назначал наш созыв регионального парламента…

Новаций было много: что посчитали разумным, то и вписали в устав. Госдума первого созыва приступила к работе на три месяца раньше и тоже с нуля, а нам явно не хватало целых разделов федерального законодательства.  Приходилось придумывать что-то в регионе. И мы понимали: когда федеральные нормы закона в конкретных сферах появятся, возможно, нам придётся областные законы править. Этим потом занимались наш II и последующие созывы…

 

- Испытываете вы ностальгию по временам законотворческой работы?

- Конечно. Это был один из тех этапов в жизни, когда принимались многие важные и нужные решения, и почти всегда абсолютно новаторские. Никто не смотрел на часы, не думал об обеде или конце рабочего дня. Хорошее было время...

 

Дословно

Историческое вето

 

- Случалось, что областные депутаты принимали закон, но его отказывался подписывать губернатор?

 

- Такие ситуации чётко оговаривались в Уставе области. Губернатор возвращал закон в региональный парламент с обоснованием, почему документ не подписан. Вето депутаты могли преодолеть двумя третями голосов.

 

- Бывало, что вы с коллегами преодолевали вето губернатора?

- Да. И тогда глава исполнительной власти области обязан был подписать закон в течение недели. Если этого не происходило, закон должен быть начать работать за одной подписью – председателя областного парламента (реально таких случаев не было).

А вот какой случай был. Мы приняли областной закон о нотариате, он сохранял хотя бы одного государственного нотариуса на каждом участке в регионе. Это было социально важно.  Кстати, так и остаётся до сих пор.

Но губернатор Немцов в то время был против – основательно объяснял депутатам свою позицию… Тем не менее две трети депутатов его вето преодолели. Губернатор закон подписал.

 

Беседовала Ольга МОРОЗОВА


Назад к списку



© 2019 Законодательное Собрание Нижегородской области