План на неделю >>
Ваше мнение

Какие возможности создаст система распределения выпускников?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Интервью

29.05.2019

Опыт и знания всегда могут потребоваться

bednyakov- Год формирования первого областного парламента, 1994-й, был, наверно, особенным и лично для вас…

- Чуть раньше, в 1993 году, произошли серьёзные события в России: обострилось противостояние между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом РСФСР, были распущены все представительные органы власти в стране – до местных советов.  В октябре 1993 года Ельцин создал комиссию, которая разрабатывала нормативные документы для новой представительной власти. Я, в то время мэр Нижнего Новгорода, в неё входил. Так что история парламентаризма для меня началась уже тогда.

В нормативы мы старались заложить принципиальные положения, которые определят потом на годы правила работы представительной власти в регионах. Прежде всего это самостоятельная компетенция. Вопросы, которые решал областной совет раньше, были, в общем, делегированы ему федеральным центром... Так что 1994 год стал особым для политической истории всей страны.

Что касается меня лично, тогдашний губернатор области Борис Немцов воспользовался Указом Ельцина об основах местного самоуправления –  объявил выборы мэра. И поддержал другую кандидатуру.  Так, в ноябре 1993-го у меня наступило непростое время. Но я пошёл и на выборы мэра, и на выборы депутата регионального парламента по Автозаводскому округу.

История с выборами мэра всем известна: поняв, что его кандидат проигрывает, Немцов принял силовое решение об отмене голосования (Евгений Крестьянинов снял кандидатуру прямо перед днём выборов.Ред.) и добился указа президента о моей отставке. А шансы выиграть всенародное голосование у меня были велики…

- Видимо, тогда многое сломалось.

- Да. Немцов показал, что через выборы можно перешагнуть.  Не допустили меня и до депутатства – выборы по округу были признаны несостоявшимися.  И вообще из 17 депутатов областного парламента от Нижнего Новгорода избрать тогда удалось лишь четверых – в остальных 13 округах выборы не состоялись, люди просто не пришли. Гордуму, которую тоже в тот день избирали, вообще не сформировали – это удалось позднее.

Потом на довыборах в областной парламент по «моему» округу Немцов уговорил выдвинуться президента ГАЗа Николая Пугина, и я не пошёл против – война была уже никому не нужна.

- Годы спустя Немцов говорил, что был не прав…

- Мы с ним потом много раз случайно встречались, чаще всего в аэропортах… Но не более того. Прежних отношений было не вернуть.

Безусловно, его смерть в 2015 году - огромная человеческая трагедия. Я был на похоронах. Думаю, все разногласия прошлого на фоне этой трагедии меркнут.  

…Так или иначе первый созыв регионального парламента начал работу без меня. Во II созыв меня уже избрали от Советского района. Был обычным депутатом, не любил сидеть на первых рядах…

- Но потом всё же пришлось?

- В 2000 году ситуация изменилась. Были созданы полпредства, в ПФО полпредство возглавил Сергей Кириенко. Меня как юриста пригласили в рабочую группу, которая приводила законодательство субъектов ПФО в соответствие с федеральным. Мы активно трудились, всё в итоге решили.

И тут тогдашний председатель нашего регионального парламента Анатолий Козерадский решил уйти в Совет Федерации. Сергей Кириенко предложил мне возглавить Законодательное Собрание. Случилось это осенью 2001 года в отсутствии тогдашнего губернатора Геннадия Ходырева.

- И потом ваши отношения с губернатором Ходыревым складывались непросто?

- Не то слово. Меня избрали без его согласия. Но таков был выбор коллег-депутатов.  Мы делали  то, что положено, и не вмешивались туда, куда не должны были.

Тем не менее Геннадий Ходырев сделал всё, чтобы на следующих выборах в 2002 году меня в депутаты не выбрали… Региональный парламент возглавил Евгений Люлин. Я хотел вернуться к адвокатской работе, но Люлин предложил меня в Совет Федерации от представительной власти области. Следующие четыре с половиной года я старался по максимуму участвовать в работе регионального парламента.

- Вы были автором проекта закона об уставном суде области. Какова судьба инициативы?

- Идея вытекает из Конституции РФ: в ст. 5 прямо прописан элемент государственности в республике и области. И раз существовали конституционные суды в Татарстане, Башкортостане, значит, в субъектах федерации могли быть уставные суды. Устав – основной закон области. Задача таких судов - оценить, соответствуют ли уставу области указы губернатора, постановления областного правительства, законы субъекта федерации. 

Такой суд - орган надзорного характера. Было много споров о том, как его надо формировать…  Тем не менее, законопроект был в высокой степени готовности. Но председатель регионального парламента Анатолий Козерадский и губернатор Геннадий Ходырев были категорически против. Мне кажется, у них были ложные опасения, что кто-то посягнёт на их прерогативы.

Интересно, что потом на базе моего проекта разработали типовой проект регионального закона об уставном суде… На мой взгляд, система сдержек и противовесов должна существовать в любом парламентском государстве, и такой суд не был бы лишним. Но это личное мнение.

Сейчас на уровне субъекта такой системы нет, но она есть на федеральном уровне: федеральные законы регулируют все важнейшие сферы.

- Как принимали областной бюджет в начале 2000-х? Год могли начать без главного финансового документа?

- Сейчас установлены жёсткие сроки, когда вносить проект бюджета, когда принимать.  А раньше бюджет формировался после нового года. Была инерция с советских времён: плановые и, значит, бюджетные показатели доводили до регионов только в начале года.  Иногда без бюджета область жила до февраля-марта. Все расходные статьи финансировали по 1/12 годового бюджета прошлого года.

Но в декабре 2001 года нам впервые удалось принять областной бюджет до начала года. За месяц пришлось собирать заседание четырежды. Встречались каждую неделю, каждую поправку обсуждали и голосовали отдельно.  Считаю, это и есть настоящая парламентская работа.

- У нынешних депутатов всё по-другому?

- Сейчас, в основном, корректируют законы, принятые в предшествующие годы. Это тоже законотворчество: нужно отвечать на изменяющуюся ситуацию. Это первая особенность работы нынешнего регионального парламента.

И второе: кажется, будто законодатели ничего не обсуждают. Но это далеко не так. Все споры идут на заседаниях комитетов. Губернатор Глеб Никитин требует, чтобы любой вопрос, связанный с областным правительством, в комитетах регионального парламента представляли как минимум министр или замминистра.  И вот там предметно обсуждают и расходы, и полномочия, и трудности, и возможности нормативного регулирования вопроса.

- У вас огромный опыт политика, юриста. Не хотите вернуться в большую политику?

- У меня сейчас другие приоритеты – моя семья. Большую часть времени и сил я посвящаю детям. Хотя опыт и знания всегда могут потребоваться, и я ничего не исключаю.

 

ОЛЬГА МОРОЗОВА «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ - НИЖНИЙ НОВГОРОД»


Назад к списку



© 2019 Законодательное Собрание Нижегородской области