План на неделю >>
Ваше мнение

Как правильно и безопасно организовать детский летний отдых?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области

Мобильные приложения





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Законодательные (представительные) органы государственной власти по своей сущности составляют основу государственных органов в России. Эффективность государства во многом зависит от развития законодательной (представительной) влас ти.

40.8KbИстория представительной власти в России уходит своими корнями в глубокую древность. Под звон колоколов собиралось народное собрание – вече в Древней Руси. В известной степени продолжением этой формы представительства позднее стал Земский собор. Земские соборы были фактически постоянно действующими органами с периодически обновлявшимся составом, четко установленными избирательными процедурами, представительством для всех свободных людей и правом решать все важнейшие государственные вопросы (включая вопросы избрания правящей династии, объявления войны, установления и взимания налогов).

Наряду с вече, во всех русских землях действовали княжеские советы или думы, объединявшие ближайших помощников князей и их соратников. Нередко в них участвовали представители духовенства.

 

По государственному устройству великое Суздальско-Нижегородское княжество представляло собой феодальную монархию. Великий князь – правитель государства – обладал полнотой власти в решении административных, военных, судебных, финансовых и дипломатических вопросов. Своим верховным сюзереном и арбитром в междоусобицах он признавал ордынского хана («царя»), выдававшего по своему усмотрению ярлыки на княжение. Великому князю подчинялись удельные князья (его родичи) и бояре, составлявшие феодальный совет – думу. Обычно среди думских бояр большой вес имели тысяцкий – начальник городского ополчения, окольничий, ведавший дворцовым хозяйством, и казначей – хранитель княжеской казны и архива. В ряде случаев формальным носителем верховной власти могло выступать вече (о его существовании в Нижнем Новгороде упоминается в летописи 1305 г.), но в великих княжествах уже в XIV веке остатки вечевого строя постепенно исчезают. Административно-хозяйственное управление землями княжества осуществляли наместники, тиуны, стольники, посельские.

С конца XV в. до XVIII в. наряду с созданием органов централизованного управления, стал развиваться институт выборных представителей от населения. С конца XV в. практиковалось участие в суде наместников, выборных от местных обществ. В 30-е гг. XV в. началась губная реформа (губа – судебный округ): дела о «душегубстве и разбое» передавались в ведение губных старост, избираемых из числа местных дворян. В реформах Ивана Грозного система сословно-представительных учреждений получила дальнейшее развитие: завершилась губная реформа. Губные органы (губные избы) учреждались повсеместно, все они избирались на местных сходах, их полномочия расширялись и включали различные вопросы местного управления, связанные с земельными отношениями, промыслами, рыбной ловлей и т.д.

Земская реформа 1551-1556 гг. учредила новую форму местного самоуправления – выборных земских старост («излюбленных голов»), выборных целовальников («лучших людей», которые приносили присягу – целовали крест) и соответствующие учреждения – земские избы.

В период XVII–начале XVIII вв. в Нижнем Новгороде действовала земская изба – орган сословно-выборного самоуправления самоуправления посадского и свободного крестьянского (черносошного) населения.

37.4KbВ состав земской избы входили: земский староста, избиравшийся на 1-2 года из посадских людей города (в 1611 г. эту должность исполнял Кузьма Минин), земский судья – его заместитель, а также земский дьячок, отвечавший за делопроизводство. В помощь им избирались по волостям Нижегородского уезда земские целовальники, выполнявшие преимущественно хозяйственные функции. Земская изба полностью контролировалась приказной избой, органом административного управления региона. Земские староста и судья подчинялись воеводе и приказному дьяку.

Кроме самоуправления для посадско - крестьянского населения, в этот же период существовало и самоуправление для служилых людей (дворян и детей боярских) – так называемый "город", ведавший вопросами организации и прохождения военной и административной службы. Во главе этого органа стоял городничий, выбиравшийся из числа наиболее значительных дворян Нижегородского уезда. Так, в XVII в. должность городничего на протяжении ряда лет исполнял Дмитрий Жданов (род известен с XVI в.).

Особую роль в истории представительства в России сыграло Нижегородское ополчение 1612 г. Во главе земского правительства «Совета всея земли», избранного в Ярославле, стали руководители ополчения князь Д.М.Пожарский и нижегородский посадский человек К.М.Минин, по выражению Петра I «освободитель и спаситель России». Исключительна роль Нижегородского ополчения и в созыве Земского собора 1613 г., ставшего решающим событием в преодолении Смуты и начале новой династии Романовых.

После Смутного времени губные избы постепенно теряли свое значение, сохраняя лишь судебно-розыскные функции преимущественно по уголовным делам. В конце XVII в. этот орган действовал с перерывами (упразднялся в 1679-1684 гг.) и окончательно был ликвидирован петровским указом от 10 марта 1702 г. На протяжении XVII в. губные избы не играли решающей роли в управлении уездом Нижегородского края.

Земское самоуправление в России возрождается в начале XVIII века по специальному указу Петра I. В петровских реформах значительное место занимали представительные учреждения самоуправления по европейскому типу. В 1699 г. Петр I создал Бурмистерскую палату, позже переименованную в Ратушу (городской магистрат). Посадское население и «уездные люди» избирали бурмистров.

После упразднения института губных старост их функции передавались во вновь образованные выборные дворянские советы, которые управляли уездами совместно с воеводами. Эти выборные дворянские советники должны были "ведать всякие дела с воеводами, а одному воеводе без них, дворян, никаких дел не делать".

По указу Сената от 26 января 1714 г. образовалась Нижегородская губерния, и Нижний Новгород стал губернским центром.

С 20-ых годов XVII в. главным органом управления уездом становится приказная изба (в небольших уездах съзжая изба), переименованная к концу XVII в. в "приказную палату". Приказная изба осуществляла административное, хозяйственное, финансовое управление и охрану правопорядка на территории уезда и подчинялась воеводе. Обычно в особо значимые уезды (в том числе, Нижегородский) воеводы назначались из числа придворной титулованной знати – князья-стольники, реже бояре и окольничие.

nextpage

По губернской реформе Екатерины II 1775 г. магистраты, созданные еще при Петре I как органы городского управления, стали делиться на городовые и губернские. Они стали играть роль судебных органов для горожан вплоть до судебной реформы 1864 г. В этот период особенно существенно возросла роль дворян в управлении на уровне уезда, где избиралось в целом до половины всех чиновников.

21 апреля 1785 г. Екатерина II подписала две жалованные грамоты – дворянству и городам. Согласно первой из них, дворяне получили право созывать раз в три года губернское дворянское собрание, а в уезде – уездное дворянское собрание. На собраниях дворяне выбирали своих представителей в губернские и уездные учреждения, избирали своих предводителей, а те в свою очередь определяли политику на местах.

Грамота "на права и выгоды городам Российской империи" официально оформила "градское общество". Городское объединение граждан получило право юридического лица и возможность избирать свой орган управления – городскую думу. Однако, находясь под надзором губернатора, городское самоуправление действовало вяло. Основным видом деятельности, которым оно занималось, было решение административно-хозяйственных задач. Созданные Екатериной II губернские учреждения сохранились в своих формах вплоть до 1917 года.

Новым этапом в развитии местного самоуправления стали реформы 1860–ых годов (так называемые «великие реформы Александра II»). Отмена крепостного права позволила ввести самоуправление и для крестьян, так что в этот период органы самоуправления создавались отдельно для городского и сельского населения (городское и земское самоуправление, соответственно).

Нижегородская городская управа состояла из отделений: счетно-податного, хозяйственного, строительного и отделения секретаря управы. Каждое отделение имело несколько «столов» (отделов). Кроме того, 23 февраля 1863 г. в Нижнем Новгороде было учреждено городское депутатское собрание с целью определения принадлежности жителей города к сословиям и внесения сведений о них в «обывательскую» книгу. Городская управа создавала временные комиссии, призванные решать вопросы городского благоустройства, налогообложения, хозяйственные или связанные с проведением благотворительных акций. Городские думы и городские управы были ликвидированы в 1918 г.

По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденному 1 января 1864 г., были созданы органы земского самоуправления (то есть самоуправление в сельской местности). Распорядительными органами земств были губернское и уездные земские собрания, а исполнительными – губернские и уездные земские управы. Земское собрание (и управу) возглавлял председатель; на эту должность избирались, как правило, видные представители местного дворянства. Выборы депутатов земских учреждений проходили раз в три года – от землевладельцев (помещиков) и от крестьян (в последнем случае – через выборщиков, избиравшихся на сельских и волостных сходах). В сферу компетенции земских собраний входили: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен, приютов, наблюдение за местной торговлей и промышленностью, ветеринарная служба, организация кредита и страхового дела, улучшение существования кустарных промыслов, ведение земской статистики.

26.9KbВыборы в земские учреждения Нижегородской губернии впервые прошли в 1865 г. Было избрано 402 гласных (в том числе 189 от землевладельцев, 175 от сельских обществ). Все избранные председатели уездных земских управ принадлежали к видным нижегородским дворянским фамилиям.

Первое губернское земское собрание открылось 29 ноября 1865 г.; на этом заседании была избрана губернская земская управа, начавшая свою работу 31 декабря 1865 г. В дальнейшем губернское земское собрание на своих съездах определяло основные направления деятельности земств в губернии и утверждало бюджет.

Городское и земское самоуправление в Нижегородской губернии выдвинуло ряд выдающихся общественных деятелей, среди которых – Н.Ф.Анненский, А.А.Савельев, Д.В.Сироткин, историки-архивисты А.С.Гациский и А.Я.Садовский и др.

Органы самоуправления, просуществовавшие до 1918 года, немало сделали для экономического и культурного развития региона.

Октябрьская революция разрушила существовавшую ранее систему самоуправления. На смену ей пришли новые органы власти – Советы.

Объединенный Нижегородский Совет рабочих и солдатских депутатов 2 ноября 1917 г. провозгласил единовластие Советов в городе и губернии.

Идея Советов депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования и обладающих всей полнотой административной, судебной и финансово-хозяйственной власти на данной территории, встречала поддержку и одобрение значительной части общественных деятелей, возглавлявших органы местного самоуправления в Нижегородской губернии. Некоторые деятели после 1917 г. продолжали работать в местных Советах депутатов (например, П.А.Демидов – последний председатель губернской земской управы и губернский комиссар от Временного правительства).

Постепенно положение о Советах пересматривалось, их функции уточнялись. По Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г. VIII чрезвычайным съездом Советов СССР, представительными органами государственной власти, избиравшимися населением, были Советы депутатов трудящихся. На основе Конституции СССР 21 января 1937 года был принят Основной Закон РСФСР. В соответствии с Конституцией выборы депутатов в Советы всех уровней (от местных Советов до Верховного Совета СССР) проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С принятием Конституции СССР 1936 г. съезды Советов были упразднены, создалась единая государственная система власти, предусматривающая подчинение нижестоящих советских органов вышестоящим. Таким образом, в стране фактически сложилась единая система представительных органов власти.

Очередной этап в развитии российской государственности и представительной власти связан с принятием Конституции СССР 1977 года. Советы народных депутатов, по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., являлись представительными органами власти, избиравшимися населением.

После XIX партийной конференции КПСС, прошедшей в июне 1988 г., были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы СССР и Российской Федерации.

Верховным представительным органом власти СССР становится Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно, а в РСФСР – Съезд народных депутатов РСФСР.

Становление и развитие парламентских институтов в первые три года после альтернативных выборов в 1989 г. шло очень быстро. Перед органами представительной власти всех уровней, входящих в единую систему советов, встало множество проблем.

Глубокие трансформации в экономике и политике потребовали совершенно новых подходов в законодательном обеспечении преобразований именно на региональном уровне. Естественно, что нужно было не только менять, но и во многом создавать механизмы, позволяющие обеспечить преобразования в правовых рамках. Важнейшее достижение представительных органов государственной власти – Советов народных депутатов всех уровней – состоит в том, что в очень короткие сроки были созданы необходимые условия и заложены традиции регионального законотворчества.

Современный период деятельности законодательного (представительного) органа власти Нижегородской области связан с Указами Президента Российской Федерации:

от 21.09.1993 № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации";

от 09.10.1993 № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации";

от 22.10.1993 № 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации";

от 27.10.1993 № 1765 "Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономного округа".

30 ноября 1993 года Нижегородский областной Совет народных депутатов принял решение № 357-м "Об избрании представительного органа власти Нижегородской области", которым были утверждены "Положение о Законодательном Собрании Нижегородской области", "Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области" и назначены выборы в Законодательное Собрание Нижегородской области на 27 марта 1994 года. В Нижегородской области законодательная власть перешла от Областного Совета народных депутатов к Законодательному Собранию плавно, без особых конфликтов.

Всенародным голосованием 12.12.1993 была принята Конституция Российской Федерации, которая впервые за всю историю законодательных (представительных) органов власти предоставила им право осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правых актов по вопросам, не относящимся к ведению Российской Федерации, а также право принятия законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с федеральными законами по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Статья 5 Устава Нижегородской области, принятого Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.04.1995, гласит: "Законодательную власть в области осуществляет ее представительный и законодательный орган – Законодательное Собрание Нижегородской области"



© 2018 Законодательное Собрание Нижегородской области