План на неделю >>
Ваше мнение

Для чего необходимо целевое обучение?

На это вопрос уже ответили посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.

интернет конференция

Здесь вы можете обсудить принятые законопроекты, выразить свое мнение, получить комментарий.

ПОДРОБНЕЕ>>
Гостевая книга
Органы местного самоуправления

Ассоциация представительных органов







Научно-консультативный совет

Благотворительный совет нижегородской области





Портал государственной службы

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Общественное обсуждение проекта плана мероприятий Законодательного Собрания Нижегородской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы


http://www.zsno.ru

603082, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2



Для чего необходимо целевое обучение?

С 1 января этого года вступили в силу новые законодательные нормы, регулирующие целевое обучение в вузах и техникумах. Что изменилось? Насколько необходима такая форма обучения? Что должны знать будущие студенты при целевом обучении? Об этом наш сегодняшний разговор с депутатами регионального парламента.

hafizovПо мнению председателя комитета Законодательного Собрания по социальным вопросам Надира Хафизова, целевое обучение направлено на воспитание высококвалифицированных кадров с учетом потребностей экономики.

«Уже совсем скоро окончание учебного года, а вместе с этим выпускники начинают задумываться о будущей профессии, поступлении и выборе учебного заведения. Однако, важно еще и проанализировать соответствующее законодательство и ознакомиться с вероятными льготами. Кстати, с 1 января 2019 года стало действовать новое постановление. В нем прописаны все возможные условия договора о целевом обучении, который студент заключает с будущим работодателем и вузом. Это регламент заключения и расторжения договора, условия определения и изменения места трудовой деятельности гражданина, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору, условия осуществления выплат между студентом и предприятием в случае нарушения соглашения, четкие трудовые функции, заработная плата, - сказал Надир Хафизов. – В этом же постановлении описаны и особенности приема на целевое обучение - в рамках квоты будет проводиться конкурс. Квоту на прием «целевиков» будут устанавливать Правительство РФ, региональные или местные власти - в зависимости от того, за чей счёт будет оно осуществляться. В феврале Правительство страны уже утвердил такой список. Также прописана обязанность студентов-целевиков отработать не меньше трех лет после  вуза по специальности и в той организации, которая оплатила его обучение. В целом, считаю, что целевое обучение - это хороший механизм, который первоначально направлен на воспитание высококвалифицированных кадров, а также позволяет с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей решить имеющиеся кадровые проблемы».

lavrichevКак считает председатель комитета Законодательного Собрания по вопросам по экономике, промышленности, развитию предпринимательства, торговли и туризма Олег Лавричев, изменения в закон позволят вырастить высококвалифицированные кадры.

«Сегодня самым главным ресурсом является человек. Страны, корпорации, компании борются за профессионалов. Мне как руководителю крупного промышленного предприятия важно, чтобы у меня работал лучший специалист, который не только на практике знает, как происходит процесс, но и подкрепляет эти навыки хорошей теоретической базой. Например, в 2017 году на возглавляемом мною предприятии - Арзамасский приборостроительный завод - трудоустроились 12 выпускников (бакалавров), окончившие целевое обучение, а в 2018 - 10 бакалавров и 14 магистров. Выпускники работают инженерами-электрониками, конструкторами, технологами. В настоящее время по целевому направлению в НГТУ им. Р.Е. Алексеева обучаются 103 студента. Кстати, почти все магистранты успешно совмещают учебу в вузе с работой на предприятии, - отметил Олег Лавричев. – Целевое обучение – это очень ответственное дело. Ведь с введением штрафных санкций у сторон договора появляются конкретные обязательства. Если заказчик не организует для своего выпускника трудоустройство, прописанное в договоре, то он должен выплатить ему 3 среднемесячные зарплаты. Студент тоже берёт на себя вполне конкретные обещания – он должен  хорошо учиться и отработать на предприятии 3 года. Опять же, в случае несоблюдения условий, выпускник обязан будет компенсировать работодателю все его расходы. Целевое обучение – это и гарантия трудоустройства, и ответственность, поэтому к выбору будущей профессии и места работы нужно подходить внимательно и осознанно».

klochkova_11В свою очередь, депутат регионального парламента Галина Клочкова обратила внимание на важность сотрудничества студента и будущего работодателя.

«Когда мы говорим о средне-профессиональном и высшем образовании, в первую очередь думаем о системе подготовки бакалавров, магистров, о том, как проверить качество. Но одна тема до сих пор остается за кадром – что происходит со студентами тех или иных специальностей и профессий, где они находят работу. Между тем, мы прекрасно знаем, что это, действительно, проблема. И такая же проблема существует у кадровых служб, которые не могут найти нужного сотрудника, несмотря на указанную специальность в дипломе. Качества, предъявляемые будущему сотруднику, могут никак не соотноситься с тем набором учебных дисциплин и практик, которые студент изучал. Нововведения в законодательстве позволят по-настоящему сферам производства и услуг стать заказчиками высшего образования и, соответственно, ценителями. Есть обязанности студента, есть обязанности заказчика, но и еще обязанности учебного заведения. Если специалист не отвечает критериям, прописанным в квалификационных характеристиках, вуз должен принимать на себя ответственность за подготовку такого кадра. В школе им. Ломоносова мы используем форму магистратуры для обучения наших специалистов в качестве целевого. Для нас это показатель того, что была проделана работа и пройдена практика, - подчеркнула Галина Клочкова. – Говоря о целевом обучении, нельзя забывать и о родителях абитуриентов. Зачастую они не знают, как выбрать профессию своему ребенку, тратят немалые деньги, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ и в последующем пройти на бюджетное место. Если семья понимает, что она не потянет платное обучение, то самое время разобраться, а кого бы из работодателей они хотели бы видеть в качестве первого наставника своему ребенку. Согласно закону, это могут быть и представители бизнеса. Кстати, это может быть человек, который как-то связан с семьей. И согласитесь, это совсем другая работа, чем просто нагонять баллы по ЕГЭ с неизвестной целью. Закон уже справедливо указывает на то, что речь идет не о приеме, а процессе обучения. Для нас всех это сигнал как работодателям и родителям, чтобы разобраться - поступление в тот или иной факультет не гарантирует престижную работу или высокую оплату труда, а вот сотрудничество с предприятиями вполне может этому способствовать.

 



© 2019 Законодательное Собрание Нижегородской области