Заключение на проект Закона Нижегородской области «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области»

Заключение
на проект Закона Нижегородской области «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области», внесенного Губернатором области

Скачать текст заключения

Проект Закона Нижегородской области «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области» внесен Губернатором области (далее – проект Закона) в Законодательное Собрание Нижегородской области. Проект Закона разработан во исполнение ст. 271 [1] Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), возлагающей на субъекты Российской Федерации обязанности по введению института старост сельских населенных пунктов, и по форме, в основном, соответствует требованиям Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-ФЗ «О нормативных правовых актах Нижегородской области».

Однако текст проекта Закона, на наш взгляд, не свободен от ряда недостатков, среди которых назовем основные:

1.        Название проекта Закона не соответствует ст. 271 Федерального закона № 131-ФЗ и содержанию проекта Закона – название дано во множественном числе, в то время как в названии ст. 271 Федерального закона № 131-ФЗ – в единственном числе, и в проекте Закона только 5 раз из 45 слово «староста» употреблено во множественном числе. Заметим, также, что словосочетание «Нижегородская область» употреблено в проекте Закона только один раз – в названии, а в тексте – не применяется;

2.        Текст ст. 271 Федерального закона № 131-ФЗ почти полностью продублирован в тексте проекта Закона (см. таблицу 1), при этом в несколько хаотичном порядке, и составляет его значительную часть (из текста ст. 271 Федерального закона № 131-ФЗ в проект Закона «перенесен» текст в 2.952 знаков), при том, что объем самостоятельного законодательного регулирования нормами проекта Закона невелик (дополнительно 3.269 знаков, отличных от текста ст. 271 Федерального закона № 131-ФЗ);

Текст нормы

Структурный элемент

ст. 271

Проект Закона

Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.

часть 1

часть 1 ст. 1

Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.

часть 2

часть 1 ст. 2

Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.

абзац 1 части 3

часть 2 ст. 1

Законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.

абзац 1 части 3

-

Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:

1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;

2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.

часть 4

часть 2 ст. 2

Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

абзац 1 части 5

часть 4 ст. 2

Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.

абзац 2 части 5

абзац 1 части 2 и часть 3 ст. 3

Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:

1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;

2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;

3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;

4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;

5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

часть 6

ст. 4

Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

часть 7

абзац 1 части 3 ст. 7

3.        В проекте Закона не раскрыты цель, задачи, правовая основа, принципы введения института старосты сельских населенных пунктов, не решены вопросы разграничения полномочий органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в этой области;

4.        Нормативный материал в проекте Закона недостаточно хорошо структурирован, например: за ст. 2 «Порядок назначения и срок полномочий старосты» сразу же «следует» ст. 3 «Прекращение полномочий старосты», очевидно, что ст. 4-7 проекта Закона должны предшествовать норме о прекращении полномочий; ст. 5 «Удостоверение старосты» фактически содержит норму, подтверждающую наличие у старосты полномочий и потому ее содержание может быть включено в ст. 4; ст. 6 «Стимулирование деятельности старост» оказалась не связана с содержанием ст. 7 «Гарантии осуществления полномочий старосты» и формально-юридически является одной из гарантий, а потому может быть перенесена в часть 2 ст. 7; ст. 8 проекта Закона дублирует содержание части 2 ст. 4 Закона Нижегородской области от 11 марта 2004 года № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области» – и если исключить ст. 8 проекта Закона, то проект Закона также вступит в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования;

5.        В части 1 ст. 7 проекта Закона введена дефиниция «гарантия осуществления полномочий старосты», которая, на наш взгляд, является избыточной, а к самому определению понятия есть вопросы: например, если

названы «средства, способы и условия», то почему далее по тексту статьи не только не раскрыты, но и названы ни те, ни другие, ни третьи? Если в дополнение к слову «полномочия» использовано слово «прав» («прав и полномочий»), а три вида «прав» предусмотрены только пунктами 3-5 части 2 ст. 7 проекта Закона, получается, что гарантиями реализации «прав» являются указанные «права»? Другие дефиниции, в том числе, на наш взгляд, необходимая дефиниция «староста сельского населенного пункта» проектом Закона не предусмотрены;

6.        В части 1 ст. 7 проекта Закона обращают на себя внимание две грамматические ошибки: во-первых, «гарантия» должно быть употреблено во-множественном числе, а во-вторых, вместо слова «атом» слово «актом»;

7.        В проекте Закона не обеспечено единообразие применяемых терминов: так, в части 1 ст. 1, части 7 ст. 2 и пункте 3 ст. 4 применен термин «жители сельского населенного пункта», в пункте 1 части 2 ст. 3 и пункте 2 ст. 4 – «население», в абзаце 4 части 3 ст. 2 – «население (жители сельского населенного пункта)», а в части 1 ст. 2 и абзаце 1 части 2 ст. 3 – «сход граждан»; требования к старосте раскрываются в одних случаях при помощи термина «лицо» (часть 2 ст. 1, части 1, 2 и 5 ст. 2), в другом – «кандидат» (часть 3 ст. 2), в третьем – «Гражданин» (часть 1 ст. 5);

8.        Отсылочные нормы проекта Закона свидетельствуют о фактическом «переносе» правового регулирования основного объема общественных отношений, связанных с введением «института» старост с уровня субъекта Российской Федерации на уровень местного самоуправления: из 13 отсылок – одна «связывает» проект Закона с Федеральным законом № 131-ФЗ (часть 3 ст. 3), две – с «настоящим Законом» (часть 3 ст. 1 и абзац 1 части 3 ст. 7), а 10 – направляют к муниципальным правовым актам, в т.ч.: 4 – к уставу муниципального образования, 6 – к муниципальным правовым актам представительного органа муниципального образования. Кроме того, необъяснимым образом отсылочные нормы сформулированы по-разному: «устанавливаются», «в соответствии», «определяются», «предусматриваются».

Изложенное позволяет заключить, что проект Закона Нижегородской области «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области», внесенный Губернатором области, требует существенной доработки.




[1] Дополнена пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 18 апреля 2018 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 17, ст. 2432.