Заключение на проект Закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области»

Заключение на проект Закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области», внесенный Губернатором области

Скачать текст заключения

Проект Закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области» внесен Губернатором области (далее – проект Закона) в Законодательное Собрание Нижегородской области. Проект Закона разработан в целях приведения законодательства Нижегородской области в соответствие с положениями Федерального закона от 23 июня 2016 года № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 183-ФЗ) и, учитывая существенный объем изменений, которые должны были быть внесены в действующий Закон Нижегородской области от 31 октября 2006 года № 132-З «Об Общественной палате Нижегородской области» (далее – Закон № 132-ФЗ), верно принято решение о разработке нового проекта Закона.
Проект Закона по форме, в основном, соответствует требованиям Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-ФЗ «О нормативных правовых актах Нижегородской области».
Однако текст проекта Закона, на наш взгляд, не свободен от ряда недостатков, среди которых назовем основные:

1.        Текст Федерального закона № 183-ФЗ полностью продублирован в тексте проекта Закона, но при этом порядок изложения нормативного материала, на наш взгляд, несколько нарушен. Разрешить названную проблему и одновременно структурировать нормативный материал можно введя в проект Закона главы, например: 1. Общие положения (статьи 1-4 проекта Закона); 2. Статус члена Общественной палаты (статьи 6-9, 12); 3. Формирование Общественной палаты (ст. 10, которую предлагается «разбить» на отдельные статьи – см. ниже); 4. Организация и деятельность Общественной палаты (ст. 5, 11, 13-15, 19-21); 5. Осуществление Общественной палатой общественного контроля (ст. 16-18); 6. Обеспечение деятельности Общественной палаты (ст. 22-23); 7. Заключительные и переходные положения (ст. 24-26);

2.        Ст. 10 проекта Закона излишне объемна (включает 18 (!) частей) и может быть разделена в соответствии с предметом правового регулирования на самостоятельные статьи, например: часть 1 ст. 10 может быть перенесена в ст. 11 проекта Закона; части 3-7 ст. 10 – в отдельную статью «Право выдвижения кандидатов в состав Общественной палаты»; части 2, 8-18 ст. 10 – в отдельную статью «Порядок формирования Общественной палаты»;

3.        Целесообразным представляется применение такого приема юридической техники как приложение к проекту Закона, которые вытекают из текста проекта Закона, например: форма анкеты на кандидата в состав Общественной палаты (это в том числе позволит устранить сложнейшую «конструкцию» пункта 2 ч. 7 ст. 10), образец и описание удостоверения члена Общественной палаты (что позволит исключить одну из отсылок – ст. 8);

4.        Попытка «ввести» в текст проекта Закона нормы об особенностях осуществления Общественной палатой общественного контроля, в целом представляется неудачной, поскольку механический «перенос» трех статей действующего Закона № 132-З (ст. 121 – 14) не раскрывает должным образом порядок осуществления всех предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Законом Нижегородской области от 22 сентября 2015 года № 127-З «Об общественном контроле в Нижегородской области» особенностей осуществления Общественной палатой форм общественного контроля и самое главное – организующей и координирующей роли Общественной палаты в создании системы общественного контроля на территории Нижегородской области. Поэтому объем правового регулирования проектом Закона по вопросу особенностей осуществления Общественной палатой общественного контроля должен быть существенно увеличен;

5.        В проекте Закона должны быть устранены некоторые дефекты, например: дублирование норм (второе предложение ч. 13 ст. 10 и ч. 3 ст. 14), которые находятся в противоречии со вторым предложением ч. 15 ст. 10.

Кроме того, из пояснительной записки к проекту Закона и финансово-экономического обоснования к проекту Закона неясно почему предлагается именно такая штатная численность (14 единиц) государственного учреждения Нижегородской области «Аппарат Общественной палаты Нижегородской области» и соответственно такие (немалые) расходы на создание этого учреждения?

Вероятно, что потребуется согласование средств, запланированных на реализацию проекта Закона в финансово-экономическом обосновании к проекту Закона с бюджетом Нижегородской области: путем изменения соответствующего закона на 2018 год либо на 2019 год.

Изложенное позволяет заключить, что проект Закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области», внесенный Губернатором области, может быть рекомендован для принятия Законодательному Собранию области при условии устранения названных замечаний.