ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сторожко Илларион Григорьевич
(6) 19 июня 1907 – 9 декабря 2008 

ветеран войны и труда, лауреат Государственной премии СССР,  
заслуженный автозаводец

Почетное звание "Почетный гражданин Нижегородской области" присвоено 21 июня 2007 года (постановление Законодательного Собрания Нижегородской области № 596-IV)


Илларион Григорьевич Сторожко – человек-легенда ГАЗа, один из тех, кто создал его славу. Он прожил более века и на традиционный вопрос о секрете долголетия отвечал просто: "Надо трудиться".

Илларион Григорьевич Сторожко родился (6) 19 июня 1907 года в Харьковской области на Украине в крестьянской семье.

В 1935 году окончил Харьковский механо-машиностроительный институт и был направлен по распределению на Горьковский автомобильный завод. Работал конструктором в техническом отделе автозавода, который позднее был переименован в конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО), а затем в Управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР).

В сентябре 1941 года, в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, И.Г. Сторожко назначается заместителем главного конструктора завода – начальником экспериментального цеха. Под его руководством изготавливались опытные образцы легких автомобилей повышенной проходимости – джипов ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б; бронеавтомобилей БА-64, БА-64Б и его модификаций; легких танков Т-70, Т-70М и Т-80; самоходных пушек ГАЗ-71, ГАЗ-72, ГАЗ-74 и ГАЗ-75; самоходных установок СУ-76 и СУ-76М, вынесшие на своих осях все тяготы войны. Также были созданы первые образцы легендарных автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-51, М-20 (будущей "Победы") и ряда других моделей.

Распоряжением Наркомата среднего машиностроения в 1944 году Илларион Григорьевич переводится в Днепропетровск и назначается главным инженером нового автозавода – предприятия специальной военной техники. Однако проект этого завода в первые послевоенные годы был свернут, и И.Г. Сторожко в 1952 году возвращается на Горьковский автозавод сначала начальником ОТК, а затем заместителем директора – начальником Управления по выпуску передвижных и стационарных радиостанций. В 1956 году, после передачи производства радиостанций на завод "Электроприбор", И.Г. Сторожко вновь был назначен заместителем главного конструктора Горьковского автозавода – начальником цеха опытных конструкций.

В этой должности он работает до 1959 года, возглавляет изготовление прототипов массовых грузовых автомобилей марки "ГАЗ" третьего поколения ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также представительского автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", полноприводного малотоннажного грузового автомобиля ГАЗ-62, бронированной разведывательно-дозорной машины ГАЗ-40П, модернизированной гусеничной машины ГАЗ-47А и ряда других образцов новой автомобильной техники.

В 1959 году Илларион Григорьевич становится заместителем главного инженера завода по спецпроизводству, в 1966 году – главным инженером производства серийных автомобилей – заместителем главного инженера "ГАЗ". Под его руководством осваивается производство четырехколесных бронемашин ГАЗ-40П и ГАЗ-41, восьмиколесных бронетранспортеров ГАЗ-49, ГАЗ-49А, ГАЗ-49Б, ГАЗ-4905, гусеничных машин ГАЗ-47А и ГАЗ-71. Изготавливается установочная партия боевых машин ГАЗ-5903 (БТР-80).

В 1986 году в возрасте 79 лет Илларион Григорьевич Сторожко вышел на пенсию.

И.Г. Сторожко награжден орденами Октябрьской Революции (1983), Трудового Красного Знамени (1944), "Знак Почета" (1952) и семью медалями.

В 1969 году он был удостоен Государственной премии СССР "За создание конструкции и комплексно-механизированного крупносерийного производства семейства четырех- и восьмиколесных бронированных машин ГАЗ-40П (БРДМ), ГАЗ-41 (БРДМ-2) и ГАЗ-49Б (БТР-60ПБ)".

В 2002 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный автозаводец".

Имя Иллариона Григорьевича Сторожко запечатлено на открывшейся 9 мая 2007 года памятной мемориальной доске "Первостроителям Горьковского автозавода" (около здания Учебного центра "ГАЗа" – Автозаводский район города Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 95). 


Дата публикации: 1 июня 2021 года