«Нужна политическая воля, и она у нас есть», - Александр Шаронов

Пресс - служба

16 декабря 2020

«Нужна политическая воля, и она у нас есть», - Александр Шаронов

Шаронов.jpgИнтервью газете «Аргументы и факты – Нижний Новгород»

Оптимизм и реализм

- Александр Георгиевич, рассуждая о проектах областного бюджета, вы традиционно употребляли словосочетание «острожный оптимизм». Что можно сказать о проекте главного финансового документа-2021, учитывая пандемию и непростую экономическую ситуацию?

- На мой взгляд, проект оптимистический. Он предполагает, что экономика будет восстанавливаться, и собственные доходы области в 2021 году фактически достигнут плановых показателей 2020 года, на которые рассчитывали до начала пандемии.

Если учитывать падение экономики в нынешнем году, мне кажется, такой подход к формированию бюджета достаточно оптимистичен. Он основан на сценарии, принятом федеральным минэкономразвития.

- Вы с таким сценарием согласны?

- К сожалению, допускаю, что темпы восстановления экономики могут быть ниже. Это означает, что если доходы не будут дотягивать до плана, некоторые расходы придётся сокращать. Так было и в нынешнем году. Это рабочий процесс. Другое дело, что это всегда неприятно…

- Мы беседуем с вами накануне второго чтения бюджета. А что можно сказать по итогам первого?

- Итоги первого чтения такие, какими они должны быть. Согласованы параметры, которые являются предметом первого чтения: общий объём доходов, общий объём расходов и межбюджетные отношения.

- Поможет ли нам федеральный центр закрыть экономические потери от пандемии?

- Он поможет частично. Вариант, чтобы федеральный бюджет полностью закрыл регионам все выпадающие доходы, даже не обсуждался.
В 2020 году федеральный бюджет дал нам более 6,5 млрд руб., и решение принималось уже в течение финансового года, по мере исполнения. Что будет в следующем году, примерно понятно, сценарные условия развития экономики известны. Фактическое развитие событий уже сейчас, в конце 2020 года, говорит о том, что процесс восстановления экономики может замедлиться. Прежде всего беспокоит отсутствие роста реальных доходов населения и, соответственно, падение покупательского спроса.

 Юбилей по расписанию

 - Что бы ни происходило вокруг, 2021-й – год 800-летия Нижнего Новгорода. Это событие федерального масштаба. Как оно отразилось в проекте бюджета области?

 - Естественно, есть ряд объектов, связанных с предстоящим юбилеем. В основном, к нему приурочены инфраструктурные инвестиции, развитие транспортной сети. Строятся развязки в Сормово, Ольгино. В этом году с опережением на год к первоначальному плану введена в эксплуатацию развязка в районе Золотово. Большое количество объектов культурного наследия приводятся в надлежащий вид. Реставрируются и знаковые места, например, Чкаловская лестница, объекты внутри Кремля, и объекты местного значения.
Конечно, заложены определённые средства и на мероприятия, посвященные юбилею, но в основном средства направлены на инфраструктурные проекты. И здесь последствия пандемии не обошли нас стороной – список объектов, которые введут к юбилею, уже в нынешнем году пришлось сократить в связи с сокращением финансирования, в том числе федерального.

- И всё же 800-летний Нижний Новгород станет лучше 799-летнего?

- Безусловно, станет. Для этого многое делается. Да, это не такой грандиозный объём работ, как хотелось нам год назад, но в любом случае это серьёзные перемены в городе.

- Бюджет области на 2021 год, как и прежде, сформирован в программном формате. На какие направления приходится наибольший объём финансирования?

- Большая часть бюджета у нас всегда – так называемые прямые социальные расходы. Это образование, это медицина, это помощь незащищённым социальным слоям населения через различные доплаты и субсидии, это ЖКХ. Всё вместе – 77% расходов областного бюджета.

Бюджет действительно строится на программном подходе. Внепрограммные расходы составляют менее 4%. Это требование федерального законодательства.
Наоборот, плохо, когда от программных решений переходят к конъюнктурным, сиюминутным решениям, когда горизонт планирования не уходит дальше, чем на год. Это говорило бы о нестабильности в стране – какое может быть развитие в такой ситуации?

Программный подход предполагает среднесрочную и долгосрочную стратегию, которую год за годом воплощают, периодически сверяя фактическое развитие событий с тем, что планировалось.

С «упрощёнкой» всё непросто

- В 2021 году муниципалитеты получат больше поступлений от упрощённой системы налогообложения. Расскажите подробнее, как изменилось в этом смысле законодательство.

- Депутатский корпус не раз выходил с инициативой перераспределить часть доходов от упрощённой системы налогообложения на уровень местных бюджетов. Почему? На наш взгляд, это мотивирует местные власти активнее, плотнее работать с малым и средним бизнесом, в том числе создавая для такого бизнеса более комфортные условия. Малый бизнес - рядом, на конкретной территории, ближе всего к местному самоуправлению. И налоговые ставки для него устанавливают здесь, и различные его коммунальные, транспортные, бытовые проблемы решают на уровне муниципалитета.

Естественно, у местной власти должны быть и идеологические, и материальные стимулы развивать малый и средний бизнес. Передача части доходов от «упрощёнки» на местный уровень как раз и должна стать таким стимулом.

Идея это давняя, к ней довольно долго не удавалось подойти практически: передать часть доходов от налогов с областного уровня на местный было нелегко – это всё же отказ от части доходов. А любому бюджету – и местному, и региональному, и федеральному – денег всегда не хватает, всегда приходится себя ограничивать в расходах. Добровольно отдать часть собственных доходов другому бюджету всегда тяжело. Тем не менее, такое решение пару лет назад было принято.

Сначала мы приняли областной закон, позволяющий передать на местный уровень 20% доходов от «упрощёнки» и посмотреть, как это будет работать. Проанализировали ситуацию, увидели результат. И пошли на следующий шаг: в 2021 году долю для местных бюджетов увеличиваем до 30% поступлений от «упрощёнки».

Да, это непростое решение для областного бюджета – имея недобор по собственным доходам отказаться от части поступлений в пользу муниципалитетов особенно тяжело. Это требует политической воли, и она у руководства области есть.

Региону сложно, непросто и муниципалитетам. Но мы выбрали стратегическую линию – создавать условия, чтобы на местах активнее заниматься проблемами малого и среднего бизнеса. Эта линия выдерживается. Сделан ещё один шаг. Дорогу осилит идущий. Жизнь показывает, что мы движемся в правильном направлении.

Ольга МОРОЗОВА

Депутат:  Шаронов Александр Георгиевич