Меняется жизнь – меняется школа

Пресс - служба

16 июня 2021

Меняется жизнь – меняется школа

Клочкова Г.Ю..jpgИнтервью депутата Законодательного Собрания Нижегородской области Галины КЛОЧКОВОЙ газете "Аргументы и факты - Нижний Новгород"

ЕГЭ – отдельно, аттестат - отдельно

- Наши школьники начали сдавать ЕГЭ. Опять к этой системе появилось много вопросов. Люди считают, что от нее необходимо отказаться. Ваше мнение, нужно ли ее отменять? 

- На мой взгляд, мы движемся в правильном направлении: нужно разделить итоги, то есть получение аттестата о полном среднем образовании, и ЕГЭ как универсальный экзамен для поступления в вуз. Совершенно точно с ЕГЭ всё стало неоднозначно, когда один за другим самые востребованные вузы начали вводить дополнительные испытания для поступления. К примеру, как это происходит в творческих вузах, где для оценки таланта абитуриента, ему необходимо пройти дополнительный конкурс. Естественно, все это снижает ценность результатов ЕГЭ.

Получается такая картина: с одной стороны, у нас теперь нет конкурса аттестатов – всё решают результаты ЕГЭ. С другой стороны, эти баллы вовсе не гарантируют, что конкретный выпускник может поступить в конкретный вуз.

Поэтому я бы доверила школе аттестацию собственных учеников. Да, условия внутренних экзаменов должны быть другими. При этом в ходе испытаний необходимо вести видеозапись. Что касается результатов экзамена, то их нужно хранить в архивах продолжительное время, как это было раньше. А вот ЕГЭ стоит оставить для тех ребят, у кого высокий уровень знаний. Они могли бы использовать эту систему оценки, может быть, даже начиная с десятого класса.

А такие призывы как: "отменить ЕГЭ", "признать недействительным" - считаю популизмом. Отказ от единого госэкзамена ограничит возможности выпускника, который подаёт документы в разные вузы. Просто надо сделать ещё один шаг в сторону разделения школы и ЕГЭ. И у школы тогда будет смысл трудиться и подводить свои итоги. Вернётся ценность каждой оценки в аттестате! А вот после девятого класса для тех, кто собирается остаться в школе, можно вообще убрать внешнюю оценку – пусть ГИА сдают те, кто планирует пойти в другие учебные заведения. 

- Читатель «АиФ-НН», муж педагога, жаловался на сверхзагруженность школьных учителей. Обилие отчётов, тетради, дополнительная нагрузка… «Они же детьми заниматься не успевают - отсюда и беды в наших школах». Есть основания так говорить? 

- Безусловно, основания так говорить есть. Система управления образованием построена на огромном количестве цифр. Даже нам в частной школе приходится заполнять огромное количество каких-то форм – от данных о занятиях детей в спортивных секциях до информации о количестве неполных семей. Между тем все современные теории говорят: управление, основанное на отчётах, не может быть эффективным. Для эффективности нужно видеть цель. Какого мы хотим выпускника? Скажут ли нам об этом отчёты, на которые уходит масса времени?

К тому же у рядового учителя доступа к этим данным вовсе нет. Он не может построить свою работу на анализе аналогичной информации от других педагогов, не может извлечь из неё уроков, почерпнуть идеи. Зачем нам такая система? Какой в ней смысл?

Важно, какой педагог придёт в класс: спокойный владеющий ситуацией, или тревожный и настороженный ? Сейчас у учителя иной раз нет времени просто сесть и подумать об уроке, о каждом ребёнке. А это важная часть работы.    

- Как изменить ситуацию?

- Думаю, её должна изменить та самая система управления образованием. 

Вернуться на дискуссионные площадки

- За время пандемии роль IT-технологий в школе заметно повысилась. Легче или сложнее стало детям и учителям?

- Это зависит от школы и учителей. Современные технологии должны приходить к нам естественным образом – не в чрезвычайном порядке. Они - часть образовательного процесса, аккуратная и ненавязчивая.

Опять мы говорим о том, что школа – это прежде всего обучение важным социальным навыкам: сделать что-то лучше, сделать что-то для других и так далее.

Владеть технологиями – абсолютная необходимость. Мы существуем в мире ютуб-блогеров, тиктокеров…

Плохо, когда эта необходимость ложится на плечи учителя, совершенно не готового к ней. Когда уроки шли дистанционно, кто-то же пользовался гаджетами очень примитивно: максимум возможного – сфотографировать работу и отправить её педагогу. Понятно, что это реального отношения к разнообразным онлайн-сервисам не имеет. Ответ ученика в форме собственноручно сделанной презентации – это другой уровень усвоения материала, он выверен, он заставил ребёнка искать дополнительную информацию по теме.

А дети очень продвинуты в этих вопросах. Мне кажется, им в нынешней школе стало сложнее – учителя часто не понимают и даже отрицают возможности гаджетов, а для школьников это могло бы быть дополнительным мотивом учиться…

Так что здесь надо договариваться, надо искать пользу. В своё время моя бабушка, которая была учителем в начальной школе, рассказывала о дебатах вокруг появления… шариковой ручки. Считалось, что ручка не заменит пера и чернил, не даст освоить каллиграфию…

Меняется жизнь - меняется школа. Просто школа меняется уже после того, как изменилась жизнь.

В эпоху перестройки эксперты, гуру педагогики – Шаталов, Ильин, Амонашвили – играли огромную роль, они собирали целые дискуссионные площадки. Сейчас же мы читаем или бесконечные жалобы педагогов на тяжёлую жизнь, или какие-то победные реляции. Всё это не прибавляет учителям гордости за свою профессию.

Давайте собираться и обсуждать, как строить новую школу! Идея нашей «Школы 800» кажется очень интересной – во всяком случае, если в проект пойдёт молодёжь. 

За образованное село

- Как дела с кадрами в наших школах? Помогают ли в этом областные программы?

- Определённый прогресс есть. По моим наблюдениям, как ни парадоксально, молодых учителей на село привлекают не столько материальные стимулы, сколько строительство новых современных школ.

Но, безусловно, и материальные стимулы – строительство дома, подъёмные – это всё работает, знаю конкретные примеры. И идея вернуть в глубинку тех, кто оттуда уезжал, - вернуть в хорошие условия, - это тоже правильно.

Есть ещё одна проблема – близость региона к Москве. Столичные зарплаты позволяют нашим педагогам, сменив место работы, оставаться в плюсе даже с учётом необходимости арендовать там квартиру. Здесь, на мой взгляд, нужно решение на государственном уровне: зарплата учителя не должна зависеть от региональных возможностей. Оценка труда на основе одинаковой стоимости академического часа, независимо от региона, позволила бы нам больше думать о профессионализме и развитии интересных площадок…

Средний возраст учителей в школах региона по-прежнему высок, но такой острой кадровой проблемы, судя по докладам минобразования, нет. 

- Уровень обучения в наших городских и сельских школах становится равноценным?   

- Судя по результатам ЕГЭ – а других параметров для сравнения у нас нет, - нельзя однозначно сказать, что городские школы у нас лучше, а сельские хуже. Большой разницы нет.

Есть очень хорошие школы в малых городах, они значительно интереснее, обеспеченнее теми же девайсами, чем иные учебные заведения в областном центре. Образование в маленькой школе с индивидуальным подходом может быть куда лучше, чем в огромной школе-трёхсменке на 2000 учеников.

Многие школы в Нижегородской области имеют свои особенные черты, сильные стороны: театральное, спортивное направление и так далее. Это очень хорошо, и это надо поддерживать. 

- Как работает программа капремонта школ в регионе? Законодательное Собрание контролирует её выполнение?

- Это острый вопрос и вызывает много дискуссий. Теперь удалось состыковать два важных момента – во-первых, подготовку муниципалитетами необходимой проектной документации для выхода на финансирование и, во-вторых, умение вовремя осваивать уже выделенные средства. Но это постоянный предмет дискуссий двух комитетов регионального парламента : бюджетного и по социальным вопросам.

Посещая округа, депутаты постоянно мониторят подготовку проектной документации местными властями. Но если при этом параллельно не работать над выделением бюджетного транша, проект может потерять актуальность. А денег не выделят, пока документация не прошла все экспертизы.

Всё зависит от слаженных действий областных ведомств (министерства образования) и власти на местах. И, конечно, от личной энергии людей. В том числе депутатов Законодательного Собрания, которые ни на минуту не ослабляют контроль.

Конечно, впереди ещё много работы.

- Спасибо за беседу.

Ольга МОРОЗОВА


Депутат:  Клочкова Галина Юрьевна