«Лучше бы портфеля вовсе не было», - Галина Клочкова

Пресс - служба

3 октября 2019

«Лучше бы портфеля вовсе не было», - Галина Клочкова

Интервью депутата Законодательного Собрания Нижегородской области Галины Клочковой газете «Аргументы и факты – Нижний Новгород»Клочкова на сайт.jpg

О школе в стремительно меняющемся мире. Будут ли наши дети учиться в одну смену? Как не перегрузить ребёнка? Какие вопросы в сфере образования может поднять региональный парламент? Об этом и многом другом размышляет депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Галина Клочкова. 

Цифры и дети

- Галина Юрьевна, дети снова сели за парты. Каких новшеств ждать в образовании?

- Новые тренды есть, хотя они пока не отражаются в бюджете, в наших с коллегами спорах в Законодательном Собрании. Всё больше родителей выбирают для ребёнка семейное образование – не домашнее, а именно семейное. Открываются новые и новые центры дополнительного образования, и они всё чаще берут на себя функции школы. Школа, куда ты обязан ходить, и альтернативы нет, постепенно теряет позиции. Это первое.

Второе - мы всё меньше интересуемся содержанием школьной жизни и всё больше – внешними атрибутами: робототехникой, лабораториями… Казалось бы, успех каждого ребёнка гарантирован национальной программой. Но эта программа, оказывается, совсем не связана с каждой отдельной семьёй, которая, к примеру, не смогла устроить ребёнка в ту школу, в какую хотела. Или он учится не в ту смену, которая была бы ему удобнее всего…

Вот поэтому люди предпочитают не изменить школу, а изменить школе. С чем-то иным. Если школа – социальный институт, то зачем он, если ребёнок может пойти в танцевальную студию, спортивную секцию? Там тоже будет социальная среда, но   однородная и мотивированная на достижения? Жаль, что российская школа пока, на мой взгляд, не успевает за современными трендами.  

- Но образование принято считать консервативной сферой, где спешить не надо.

- Я так не думаю. Если нам интересно, каково наше будущее, нам должно быть не всё равно, что происходит в школе. Другого будущего нет! Увы, за цифрами, победными реляциями, разговорами о среднем балле ЕГЭ это порой незаметно.

Сейчас учителя вдохновляет наличие где-то новых технологий. Когда он будет понимать, что эти технологии находятся внутри него, что он сам носитель и мотиватор для детей, - вот тогда будет всё неплохо. Дети будут этот тренд задавать. Они живут в другом ритме, им захочется реально других учителей.

Самая консервативная в плане образования Финляндия не делает, как мы, ежегодных революций в учебниках. Но там меняют каждый год школьное пространство, помогая разным детям искать себя. Потому что мир меняется.

И если дети хотят научиться жить в этом стремительно меняющемся мире без жестокости, жёсткости, без панических атак, мы должны их этому научить. А пока мне кажется, что мы находимся где-то в эпохе начала книгопечатания.  Пора понять, что возможности получить знания гораздо больше, чем возможности одного школьного учителя. Одно нажатие кнопки переносит нас на сайт, где извергается вулкан или стыкуются космические корабли… Где в этом процессе школа?

 

Счастье как строка в бюджете

- Какие вопросы в сфере образования вы планируете поднимать в Законодательном Собрании?

- Есть два очень важных направления. Первое – государственная итоговая аттестация, ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ в одиннадцатом. Прежде всего, хотелось бы получить подробный анализ и оценку результатов – не в средних цифрах и процентах. Нужны выводы о качестве подготовки наших выпускников и о качестве проведения самих экзаменов.

Уже четвёртый год я работаю над темой создания единых экзаменационных центров. Уверена: нам нужно, чтобы экзамены были доступны выпускникам в любое время, круглогодично. Особенно с учётом семейного образования, которое выбирают всё больше ребят…

Вторая тема, так или иначе связанная с бюджетом: какие программы внутри национальных проектов мы поддерживаем, и как мы можем оценить их эффективность? Деньги федеральные приходят не маленькие! И ответственность за создание необходимой инфраструктуры лежит вовсе не только на областном министерстве образования. Есть муниципалитеты, которые управляют образованием на местах. Есть учреждения дополнительного образования, у которых добавляются новые функции. Какие? И как пойдёт этот процесс переформатирования?

Как объединить разных увлечённых людей в систему, которая получала бы достойное финансирование? Как, например, водить детей в турпоходы, если все последние события отрезали им путь «на волю»? Ни МЧС, ни Роспотребнадзор не дадут сейчас разрешений ни на один палаточный лагерь, не говоря уже о сплаве на байдарках…  

Да, мы можем создать любую программу, мы этому научились. Вопрос в другом - как отдельный ребёнок в своём селе или маленьком городе сможет найти в этой программе что-то, что сделает его счастливым?

На уроки без портфеля

- Сейчас мамы и папы стараются, чтобы ребёнок был загружен целый день: уроки, музыка, спорт и так далее. Дети порой не справляются, начинаются срывы, частные болезни… Как этого избежать, и где золотая середина?

- Дети, как правило, перегружены именно школой. Уроки, репетиторы, страх школы за место в рейтинге – никакие кружки и секции такой нагрузки не создадут!

Но если основное и дополнительное образование поменять местами, мотивация к основному может стать гораздо выше. Думаю, вы знаете примеры, когда дети-спортсмены легко заканчивали школу. Они более собранные, мотивированные и находятся в компании таких же сверстников.  

Множество кружков и секций может быть вредным только в начальной школе. У детей в этом возрасте нет запроса на занятость – у них есть запрос на осознанность. Ребёнок видит, как кузнечик прыгает по траве, и замирает. А родители, принимая это за ничегонеделание, начинают его загружать, истощая детскую психику.   

- Учёба в одну смену – это правильно?

- Это супер! И это тоже тема для Законодательного Собрания.  Но после первой и единственной учебной смены в школе должны начать работать кружки и секции дополнительного образования.  Иначе зачем государство строит и содержит такие огромные объекты? Чтобы дети у нас в торговых центрах не росли...

По большому счёту, это история не про деньги. Казалось бы, легко просчитать ситуацию, зная численность детей и примерную наполняемость школ. Но у нас в одни школы мегаконкурс, а в другие – наоборот.

Одна смена –  не просто вопрос строчки в бюджете. Это тема для межведомственного обсуждения. Минздрав, который в ответе за режим труда и отдыха, министерство социальной политики и министерство образования должны сказать своё слово.

 - Многие дети читают только электронные книги. Это нормально?  

- Парадокс, но именно сейчас издают огромное количество прекрасных детских книг… Многие родители в соцсетях обсуждают скорость чтения. Но неужели им не важно, что дети читают?  

Ровесники наших детей в британских, финских, испанских школах много читают, посвящая этому большую часть времени. Коллеги за рубежом применяют массу уловок – дети там не пишут сочинений, они сочиняют письмо Джоан Роулинг, предлагают ей новых героев и т. д.

Если ребёнок поймает удовольствие от чтения, он будет читать. Если нет – мы можем проводить и год, и десятилетие детского чтения, и всё зря.  Директора школ часто просят выделить денег на что-то, родители собирают на охрану, на занавески. Но не на книги в библиотеку…

 - Сколько иностранных языков, на ваш взгляд, нужно изучать в школе?

- По закону это один обязательный и второй дополнительный. Но дело не в языках, а в отношении к оценке. Одни эксперты скажут, что на иностранном языке надо говорить, другие – что надо писать и читать. И это верно: мы не сделаем прорыва в науке, если наши учёные не будут публиковаться наравне с другими.

Иностранный должен стать языком коммуникаций, переписки с коллегами, постов в соцсетях. Правда, современные учебники, увы, изобилуют разными грамматическими правилами, через которые сложно продраться…  

-  Как решить проблему неподъёмных портфелей?

- Пока думают над тем, чтобы сделать обязательным второй комплект учебников - для класса. Но это принесёт сверхприбыли издателям и разорит родителей. 

По-моему, лучше бы, чтобы портфеля вообще не было. Тогда бы и спор о гаджетах в школе прекратился бы. Электронные учебники есть по всем предметам. Всё равно мы от них не уйдём. Века назад точно так же можно было доказывать, что рукописные книги лучше печатных...

- Понятно, что вы думаете о мобильных и планшетах в школе. Учитель должен уметь конкурировать с ними?

- Безусловно, до урока ему надо столько всего продумать, чтобы ученик увлёкся и даже не доставал мобильный! У учителя время на это есть, и гаджеты ему только в помощь. Да, перестроиться сложно, но можно.

Мы находимся во временном разломе. На самом деле дети в бумажной книге пытаются картинку пальцами раздвинуть… И бороться с этим бессмысленно! Надо по максимуму использовать это для учёбы.

Беседовала Ольга МОРОЗОВА



Депутат:  Клочкова Галина Юрьевна