«Мы не просто кнопки нажимаем», - Евгений Лебедев
6 сентября 2012

«Мы не просто кнопки нажимаем», - Евгений Лебедев

lebedev_novyyАнгличане любят говорить, что их парламент может все, кроме как превратить женщину в мужчину. Об основных задачах нижегородского парламента рассказывает председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Лебедев.

- У нас деловое издание, поэтому первый вопрос -- о малом бизнесе. У меня создается впечатление, что власти стали меньше работать с ним. Вот в прошлом созыве регионального парламента хотели даже создать подкомитет по предпринимательству, приняли профильный закон, мониторили ситуацию, чтобы узнать, что же мешает развитию малого бизнеса. А сейчас даже профильное министерство может прекратить свое существование. Что происходит?

- Обычно индикатором проблем являются обращения бизнеса в представительные органы власти с сигналами о существующих проблемах. За полтора года работы ко мне не поступало ни одного принципиального обращения. Если говорить о работе отвечающего за малый бизнес министра Дениса Лабузы, то мне импонирует его стиль. Единственное – хотел бы пожелать в этой сфере больше самокритичности и меньше самоуспокоения.

Потому что цели, которые мы перед собой ставим, не должны выражаться только в цифрах. Надо отойти от сиюминутных представлений о том, сколько мы денег потратили, какие законы приняли. Надо просто сказать, что к 2015 году у нас должно быть, условно говоря, несколько сотен тысяч предпринимателей. И обозначить, сколько их будет в каждой сфере – в инновационной, в производстве, в переработке. Такой подход в корне все поменяет.

Я не раз приводил пример Барселоны. Там 380 тысяч предприятий малого бизнеса, которые дают 80% налоговых доходов Каталонии – одного из регионов Испании. Это гарантирует их экономическую устойчивость, такую экономику тяжело раскачать. Если из 380 тысяч предприятий прекратят существование, например, 80 тысяч – коллапса не случится.

Разумеется, и малому бизнесу надо понимать специфику территории, знать, как она будет развиваться. Процесс должен быть взаимным: надо менять ментальность бизнеса и отношение людей к предпринимательству. Должно быть взаимоуважение бизнеса и общества, социальная ответственность.

- И как это сделать?

- Вот пример - в Пензе наши коллеги-депутаты будут создавать территории экономического развития на базе сельских поселений. Хотят предоставлять льготы бизнесу, чтобы сельское хозяйство развивалось.

А проблемами малого бизнеса надо заниматься иначе. Порой и денег для этого никаких не нужно. Например, чтобы снять административные барьеры, надо просто проявить политическую волю. Чтобы упростить подключение к инфраструктуре – тоже нужна политическая воля. Для того, чтобы решить проблему нехватки специалистов среднего звена, надо реализовывать программу ресурсных центров. Знаете, какая самая большая проблема в бизнесе, которым я занимался? В сфере перевозок не хватает водителей с категорией Е. Катастрофически! И вот такие тенденции надо отслеживать властям вместе с бизнесом. И именно власть должна создавать соответствующие условия для развития бизнеса.

- У нас существует множество мер поддержки малого бизнеса в регионе. Но барьеров не становится меньше. Например, в сфере ЖКХ прописана норма, что на управляющую компанию должно приходиться не более 100 тысяч квадратных метров жилого фонда. Она не исполняется. Если ее исполнять – малый бизнес вытеснит восемь огромных ДУКов.

- Возможно. Но что первично? Малый бизнес должен сказать, что очень хочет зайти в сферу ЖКХ, но ему не дают? Я убежден, что для того, чтобы эффективно управлять жилищно-коммунальным хозяйством необходимо определенная подготовка. Индивидуальный предприниматель, желающий этим заниматься, должен обладать специальными знаниями и навыками. И в этом может помочь власть через, например, систему бизнес-инкубаторов, которая сейчас создается – очень своевременная и правильная идея. Чем раньше эта система заработает в полную силу – тем лучше. Ну не может предприниматель быть одновременно и производственником, и юристом, и бухгалтером. Нам нужны эти бизнес-школы: там научат и выпустят в самостоятельное плавание.

- Я бы отметил еще один аспект, почему малый бизнес непременно надо развивать. Зависимость региона от крупного бизнеса несет больше рисков. И мы это уже ощутили, теряя налоговые выплаты, которые компании уводят в другие субъекты Федерации.

- Я говорил об этом. Чем больше у нас малых предприятий, тем мы стабильнее и устойчивее.

Я вам Америки не открою. Конечно, автомобильное производство, даже сборочное, никак не может быть предприятием малого или среднего бизнеса – это все же крупные инвестиции. Но вот производство и поставка компонентов – вполне им по силам. Вот вы если бы решили заняться бизнесом, в какую бы нишу подались?

- В ту, в которой хоть что-то понимаю.

- И сразу же столкнетесь с бешеной конкуренцией. Поэтому у нас важнейшая задача – приводить в регион крупные компании, создавать благоприятные условия для работы. Когда приходит крупная компания, у малого и среднего бизнеса возникает новая ниша, возможно, такая, какой ранее в регионе не было. Поскольку крупный и малый бизнес тесно связаны между собой, он и будет в свою очередь создавать условия для предпринимателей.

- А как же стимуляция?

- Давайте стимулировать! Мотивации мало? Давайте мотивировать! Самая главная мотивация – это честная конкуренция и свободная рыночная ниша, в которую можно прийти и начать заниматься бизнесом. А сегодня даже имея средства, трудно найти место для их применения, точку приложения.

- Я не вижу роли Законодательного собрания в привлечении инвестиций. Понимаю, что есть приоритетные проекты и парламент одобряет им налоговые и прочие льготы. Может быть, картина шире?

- На самом деле Законодательное Собрание принимает законы, которые содействуют развитию, в том числе малого бизнеса. В отличии от исполнительной власти мы не ведем переговоры с бизнесом, но активно участвуем в формировании инвестиционной базы. Вы знаете, что работает инвестсовет при губернаторе. Это и есть движущая сила: все, кто заявляет о желании инвестировать на территории региона, проходят через инвестсовет. В его состав входят не менее пяти депутатов регионального парламента. Они принимают участие в обсуждении, у них есть право голоса. Поверьте, это достаточно активное участие в процессе привлечения инвестиций. К тому же, мы принимаем законы и программы, по которым развивается бизнес. Непонимание задач и роли Законодательного собрания часто лежит в основе претензий к региональному парламенту. Мол, чем вы там занимаетесь? Кнопки нажимаете? Но принимаемые законы как раз и есть те пироги, которые мы печем.

- Хорошо, но я хотел бы спросить о другом: как насчет дублирования работы областного правительства? У нас есть Стратегия-2020, принятая в 2006 году. С тех пор мы пережили кризис, жизнь идет вперед, а нам говорят, что документ актуален, исполняется. У депутатов нет желания спросить о том, что, наверное, настала пора Стратегию пересмотреть, что-то поправить в ней, приоритеты другие расставить?

- Да, есть Стратегия, она определяет главные цели и задачи развития региона на долгосрочную перспективу. Как вы знаете, главная стратегическая цель – обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни. К сожалению, пока эта цель не достигнута. На основе стратегических ориентиров ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития области на текущий год, который в свою очередь служит базой для формирования бюджета. А с этими документами депутаты работают постоянно, меняя в том числе и приоритеты.

О том, что делает правительство области для достижения главной стратегической цели, нам ежегодно докладывает губернатор, рассказывает обо всех программах, которые правительство приняло, о том, как все это работает. Ему задают удобные и неудобные вопросы. У нас есть практика «Правительственного часа». Поверьте, если у нас есть сомнения, мы применяем такой инструмент, как Контрольно-счетная палата. Вы уже знаете, что КСП проверила работу министерства имущества, и у палаты возникли вопросы. Теперь этим занимаются компетентные органы. То есть мы вмешиваемся в работу правительства в рамках своей компетенции и полномочий, а ежедневного вмешательства в работу быть не может.

Что касается конечных целей, я и мои коллеги считаем, что Стратегия остается актуальным документом.

- А как насчет того, что целый ряд острых тем проходит мимо комитетов регионального парламента? Возьмем, например, сельское хозяйство. Почему комитет не рассматривал подробно ситуацию с Ильиногорским свинокомплексом, почему сейчас не волнует тема закредитованности хозяйств?

- Давайте по порядку. Ильиногорский комплекс – это не государственное предприятие, которым управляет министр АПК. Это частный бизнес, у нас нет законных оснований в него вмешиваться. Однако ситуация очень не простая, но власти провели переговоры, в результате которых принято решение, что компания откроет комплекс в другом месте. Парламент также в курсе ситуации. Регион сохраняет потенциал по производству мяса, компания сохраняет численность рабочих мест. Что еще в этой ситуации должен сделать региональный парламент?

- А если компания не будет ничего строить?

- Поймите, это частный бизнес. У нас нет оснований его заставлять делать то, что экономически нецелесообразно. Мы можем создать ему условия. Бизнес нам пообещает что-то построить, а потом придет и скажет, что экономическая ситуация изменилась и ему нецелесообразно заниматься данным проектом. И на этом все закончится. Конечно, нас такие проблемы волнуют, но это уже сфера деятельности исполнительной власти. Мы видим свою задачу в том, чтобы создать такую законодательную базу, которая бы позволяла решать все подобные вопросы.

- Вы реально болеете за свое дело.

- Меня с детства учили: все, что ты делаешь, делай хорошо, плохо получится само собой. Моя задача – организовать работу Законодательного Собрания таким образом, чтобы оно было рабочим органом, в котором каждый депутат может отстаивать интересы своих избирателей. Вклад Законодательного Собрания в общее развитие региона только через этот принцип. И я это говорю не ради красивых слов – я реально придерживаюсь этой позиции.

По материалам интервью газете «Биржа».


Поделиться в социальных сетях: