Законодательная деятельность
Представительная деятельность
Контрольная деятельность

Отсканируйте, чтобы подписаться

Отсканируйте, чтобы подписаться

Отсканируйте, чтобы подписаться

Отсканируйте, чтобы подписаться
«Чтобы потратить бюджетные средства, их нужно сначала заработать», - Евгений Лебедев
- Евгений Викторович, в народе бытует устойчивое мнение, что денег у нашего государства «куры не клюют» и тратятся они куда угодно, только не на благие дела.
- Во-первых, денег много не бывает. Во-вторых, по поводу «куда угодно» - если бы так было на самом деле, мы бы не строили в Нижнем Новгороде метро, а в районах области физкультурно-оздоровительные комплексы, не открывали школы, детские сады и больницы. Список можно продолжать бесконечно долго, но я хочу сказать не об этом.
Чтобы потратить бюджетные средства, их нужно сначала заработать. В областную казну и местные бюджеты должны поступить и поступают те денежные средства, которые платят предприятия и граждане в виде налогов. Вот почему в стране развернута такая широкая кампания, призывающая быть добросовестными налогоплательщиками. Надо расширять налогооблагаемую базу, в первую очередь за счет привлечения инвесторов для строительства новых производств.
- Понимаю, чтобы было, на что строить и ремонтировать школы, больницы и детские сады.
- Именно! Здесь все взаимосвязано. Не заработаем – не потратим, по-другому быть не может. И если мы сегодня говорим о бюджете и реальных возможностях его использования, то приведу один пример.
Как председатель и депутат Законодательного Собрания, я регулярно провожу приемы граждан по личным вопросам, в том числе в моем родном Борском городском округе. Ко мне поступают самые различные обращения. Например, приходят люди и говорят: «Помогите отремонтировать крышу дома или старый забор!».
Конечно, у меня, как у депутата, есть определенные возможности, чтобы помочь тем, кто нуждается в поддержке особенно остро. Но при этом я часто говорю на встречах, точнее спрашиваю, обращался ли конкретный человек в районную администрацию. Ведь на местах тоже существуют органы власти, которые обязаны решить эти проблемы.
- За счет бюджета муниципального образования?
- Разумеется. Причем, если говорить о Нижегородской области в целом, то большинство районов у нас не могут жить только за счет собственных доходов и нуждаются в поддержке из областного бюджета в виде дотаций, субвенций. Средства также поступают и на реализацию региональных целевых программ. Но в итоге денег никогда не бывает достаточно для реализации всех задач.
И поэтому здесь очень важно, чтобы руководство каждого муниципального образования вело ежедневную кропотливую работу, развивая производительные силы, создавая условия для привлечения инвесторов. Если будут появляться новые предприятия, а значит, новые налогоплательщики, доходы местных бюджетов будут расти.
Нужно помогать развиваться на местах малому и среднему бизнесу. Это, без преувеличения, двигатель современной экономики.
- Таким образом, мы опять приходим к тому, что все зависит от личности руководителя.
- Так было, есть и будет. Когда приезжаешь в район, то очень часто можно слышать: «Вот этот дом построен при таком-то руководителе, этот завод заработал при нем же…». Если сидеть, сложа руки, ничего хорошего не получится. И тогда налоговая нагрузка, которую могли бы нести на себе новые предприятия, плавно перейдет на граждан.
Не открою Америки, если скажу, что мы живем в суровом конкурентном мире, где идет постоянная борьба за рынки сбыта. Главное – не питать иллюзии относительно того, что прилетит к нам волшебник и даст много денег. Не прилетит и не даст, их нужно зарабатывать самим. Напомню пословицу, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
- Хорошо, тогда от бюджета местного перейдем на ступеньку выше – к бюджету областному. Как проходит процедура его рассмотрения?
- Проект областного бюджета вносит в Законодательное Собрание Правительство области. В региональном парламенте есть профильный комитет – по бюджету и налогам, который рассматривает документ целиком, в нем идет основная работа. Обсуждение также проходит и в других 7 комитетах, в компетенцию которых в том числе входят вопросы поддержки и развития промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, местного самоуправления, экологии, сельского хозяйства.
- Итак, комитеты рассмотрели проект областного бюджета. А как он принимается на заседании Законодательного Собрания?
- Прежде всего, хочу отдельно сказать об одном принципиальном моменте, связанном с рассмотрением проекта бюджета в так называемом «нулевом чтении». Может быть, на слух это не очень воспринимается, однако имеет важное значение.
Перед внесением бюджета в Законодательное Собрание депутаты и члены правительства области собираются вместе, чтобы обсудить, как область будет жить в следующем году, какие задачи являются приоритетными, и как они будут решаться. Это как бы дискуссия вне официального регламента рассмотрения документа, она нужна для того, чтобы изначально выстроить конструктивный диалог. Кстати, в начале октября запланировано «нулевое чтение» бюджета Нижегородской области на 2013 год. Уверен, что будет интересно!
Что касается рассмотрения бюджета непосредственно на заседаниях Законодательного Собрания, то регламент предусматривает два этапа – первое и второе чтения. Сначала главный финансовый документ региона утверждается в целом, как бы принимается в работу, а уже потом идет постатейное распределение финансовых средств.
Ко второму окончательному чтению депутаты готовят таблицу поправок, и каждый комитет принимает в этом процессе активное участие.
- Общаясь с журналистами, Вы часто повторяете, что бюджет носит социальную направленность…
- Так и есть, и происходит это из года в год. Например, в 2012 году на финансирование социальной сферы приходится около 70 процентов всех расходов. Убежден, что бюджет-2013 еще раз подтвердит упомянутое выше правило.
- Более подробно о поддержке социальной сферы я предлагаю поговорить в одном из последующих интервью, поскольку эта тема достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения. А сейчас расскажите, как «живет» бюджет после его принятия? Ему свойственно меняться в течение текущего года…
- Да, хорошей практикой последних лет стало традиционное увеличение доходной части бюджета, главным образом, за счет поступления федеральных средств на реализацию тех или иных программ в режиме софинансирования. Это означает, что участие в них должен принять и областной бюджет.
С помощью этих программ мы строим дороги, которые соединяют Нижегородскую область с Москвой и другими регионами, поддерживаем предприятия оборонно-промышленного комплекса, сельскохозяйственное производство, улучшаем жилищные условия для военных и селян.
- А какие направления финансируются в рамках областных программ?
- Строительство и ремонт школ, детских садов, больниц, спортивных комплексов, о чем я уже упоминал, осуществляется в рамках программы развития социальной и инженерной инфраструктуры. Всем известна областная программа поддержки молодых специалистов на селе, которым предоставляются жилье и автомобиль. Набирает обороты строительство семейных детских садов. На региональном уровне также действуют программы поддержки промышленности, агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса и это только часть обширного списка.
- Про увеличение доходов бюджета Вы уже сказали. Но в этом году случилось и менее приятное событие…
- Опять не могу не согласиться с Вами. Изменилось федеральное законодательство, в результате чего областной бюджет недополучил серьезные средства по налогу на прибыль от крупных предприятий. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что по итогам июля мы потеряли около 1,8 миллиарда рублей.
Кстати, на данный момент доходы регионального бюджета составляют почти 97 миллиардов рублей. Может быть, в сравнении с общей суммой цифра потерь покажется не столь значительной, однако финансирование ряда направлений пришлось урезать. А сокращать расходы мы начали с самих себя, то есть с Законодательного Собрания, правительства области. На мой взгляд, это абсолютно справедливо.
- И сразу пошли слухи, что не будет обещанного с 1 сентября повышения зарплаты некоторым категориям бюджетников.
- Слухи действительно имели место, как часто и бывает в подобных случаях, но мы их быстро развеяли. Я же неслучайно сказал, что бюджет социальный и это подтверждается реальными делами.
Педагогическим работникам, учителям, работникам специальных коррекционных образовательных учреждений зарплата повышена, как и было ранее запланировано.
- Завершая беседу, хочу спросить, как депутаты контролируют выполнение областного бюджета?
- Ежегодно губернатор вносит на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания отчет об исполнении бюджета за год. И процедура эта далеко не формальная. Мы задаем вопросы по министерствам, ответственным за то или иное направление. За каждым из нас стоят избиратели, за которых депутаты несут ответственность!
Беседовала Оксана Ермакова
Поделиться в социальных сетях: