«Время задуматься, что такое школа», - Галина Клочкова

Пресс - служба

7 Мая 2020

«Время задуматься, что такое школа», - Галина Клочкова

Клочкова new.jpgИнтервью газете «Аргументы и факты – Нижний Новгород»

Вес портфеля - ноль

- Школе пришлось срочно перестроиться из-за негативной, в общем, ситуации. Но можно грамотно воспользоваться новыми возможностями. Может сейчас образование сделать скачок в развитии?

- Мы сейчас находимся в таком интересном состоянии! Возможны любые изменения, ещё вчера казавшиеся недостижимыми. Ситуация нас разворачивает в сторону от старых, привычных решений, в том числе проектных. Например, получается, что в новой школе традиционную классно-коридорную систему надо заменить на классы для конференц-связи, на оборудованные лаборатории, откуда можно вести онлайн-трансляции. Школы можно строить так, что планировка внутри здания была не капитальном, а трансформируемой.

Думаю, нагрузка на школьные здания впредь снизится, потому что привычные уроки в первую и вторую смену сменит особое расписание, когда многие занятия проходят онлайн, а в офлайн дети приходят лишь на какие-то специальные встречи. А если школа теперь – для общения, значит, она должна как-то иначе работать. Там должны быть иные пространства, иные учебники. К традиционным добавятся онлайн-коммуникации.

Такая школа ждёт и принципиально других педагогов. Выходит, что завтра к детям должны прийти студенты, которые сегодня выбирают IT-специальности. Они, может, вовсе не планировали становиться учителями, но в нынешнем, новом, формате, мне кажется, с удовольствием бы поработали. Это будут своего рода администраторы сетей, игровых пространств. Тот, кто работает с информацией, прекрасно понимает: собрать данные, проанализировать их, грамотно представить – это тоже педагогика.

Кстати, помочь отдельным школам и отдельным семьям с детьми войти в цифровое пространство – это ещё одно требование времени, новая задача для волонтёров. Думаю, с коллегами по Законодательному Собранию мы обсудим, как это можно организовать.

Ещё один важный вопрос: что такое вообще бюджет современной школы, из чего он складывается? Получается, технические средства – планшеты, ноутбуки - так же необходимы, как другое оборудование.

- Когда-то много спорили, сколько должен весить портфель.

- Теперь эти споры бессмысленны – ничего он не должен весить! Все учебники можно и нужно загрузить на цифровой носитель. Это надо принять как факт и посчитать, во что нам это обойдётся.

И всё это значит, что нынешние институты развития образования, финансируемые из бюджета, должны получить новое государственное задание – оно должно быть связано с разработкой современных образовательных стандартов, инструментов для новой школы.

Вернуться к обычным урокам и учебникам уже невозможно! Дети не будут по пять раз переписывать упражнения – в их реальности это не имеет теперь никакого значения. В их реальности важна коммуникативная одарённость или хотя бы цифровая грамотность. Это надо понять и принять. И мне пока сложно представить, как будет разворачиваться эта громадная школьная машина… Конечно, новое образование тоже потребует стандартов и практик.

Доска и мел остались в прошлом

- Немалые средства государство планировало направить в образование по национальным проектам. Может быть, эти деньги надо теперь по-иному распределить, раз школа необратимо меняется?

- Проектно-сметную документацию для строительства новых школ сегодня согласуют нереально долго. Но сейчас многое доверяют решать регионам, а у нас в Нижегородской области есть хорошие университеты, другие площадки, которые способны мобилизоваться и дать обществу новую картину, разобраться, а что теперь мы считаем школой. И стать в этом смысле первыми нам никто не помешает.

Мне кажется, средства национальных проектов сейчас можно потратить на создание современной, гибкой, подвижной школы, где значительную роль играет онлайн-обучение. Хотя не все родители даже хотят признавать, что гаджеты стали частью жизни и, очевидно, должны стать и частью школы. И все разговоры о запрете гаджетов на уроке ушли в прошлое. Нельзя уже закрыться в классе и стучать мелом по доске… Позади уже пятая часть XXI века. Хотя нужна, конечно, известная смелость.

- Многие мамы сетуют, что с самоорганизацией у их ребят не всё хорошо – в онлайн-школе приходится садиться рядом и заниматься с ними. Что с этим делать?

- Ничего! На видное место – расписание. Пусть для начала ученик просто везде присутствует.

Самоорганизация, в отличие от инфекции, воздушно-капельным путём не передаётся. Сидеть рядом с ребёнком не нужно! Не надо думать, что однажды ваше дитя, как Илья Муромец, спустя 33 года встанет, отряхнётся и богатырском поступью пойдёт спасать мир.

Онлайн-обучение – хороший повод для родителя притвориться, что он ничего не понимает. А для учителя – наоборот, дать ученику как можно больше обратной связи. Дети не поняли, ещё пять раз прочитали, снова не поняли – пусть задают педагогу вопросы всеми способами связи.

Если не поняли сразу многие, учитель задумается. Для него это тоже хорошая тренировочка – задания для дистанционного обучения должны совершенно иначе выглядеть. Информационные материалы, в том числе и видеоурок; задания; обязательный чат, где все что-то пишут. Чат – самое интересное… И всё! Вот обязательные элементы онлайн-обучения. Хватит соревнований между мамочками, кто умнее…

Дело не в платформах, которые зависли или не зависли. Дело в том, как школа выстроит новые коммуникации. Это просто другая организация работы, да, и для руководителя она более сложная. Нужно учиться новым компетенциям. Может быть, теперь сбудутся мечты многих молодых амбициозных людей, которые станут именно такими директорами. Но рядом с ними обязательно должны быть люди, которые держат рамки школьной программы…

Понять, что менять

- Сейчас почти пустуют сотни школьных зданий. Как это можно использовать?

- Прежде всего надо всё продезинфицировать! Это уникальная возможность всё отмыть и починить – сделать всё, чего не могли делать в присутствии учеников. И не тряпкой сырой обыкновенной, а современными средствами. Задача для муниципалитетов!

Важно также проверить все точки доступа, скорость Интернета и, если нужно, заложить в бюджет обновление. Работы предстоит просто огромное количество! Только трудись и получай от этого удовольствие.

- Чем может помочь этим большим переменам областная законодательная власть? Какой должна быть её роль?

- Во-первых, власть должна признать, что всё поменялось, и признать на уровне конкретных поручений. Наш комитет по социальным вопросам и комитет по бюджету и налогам должны работать «на стыке», выясняя, какие планы у новой школы, какие для этого нужны ресурсы, как обеспечить учителей всем необходимым.

Всё это сейчас для начала мы должны запросить, собрать информацию с мест, понять, что менять. Дальше – действовать с помощью поручений конкретным министерствам. И как раз частная инициатива в образовании сейчас может сыграть свою положительную роль.

Ещё один важный момент: каждый депутат тесно связан со своими избирателями, а люди по-разному переживают нынешнюю ситуацию. Пожалуй, никогда ещё от нас не требовалось столько спокойствия, уверенности и ответственности. Мы должны помочь избирателям со всем этим справиться!

Беседовала Ольга МОРОЗОВА


Депутат:  Клочкова Галина Юрьевна